Как России стать федерацией для каждого

Весной «Рефорум» опубликовал доклад «Федерация на полпути к федерации. Какой должна быть национальная политика в России». На мой взгляд, Максим Горюнов сузил тему, сведя её лишь к проблеме национальных республик. Попытаюсь раскрыть вопрос с другого ракурса.

В докладе фактически игнорируется большинство субъектов РФ (области и края), жители которых также требуют регионального самоуправления, свойственного федеративному государству. Достаточно вспомнить громкие хабаровские протесты 2020 года, где граждане защищали своё право на свободные выборы региональной власти. А в истории 1990-х годов были такие проекты, как Уральская республика, запрещённая Борисом Ельциным, и референдум 1993 года в Санкт-Петербурге, где большинство участников проголосовало за наделение города республиканскими полномочиями, но властями этот референдум был «забыт».

Почему граждане этих регионов считали важным для себя республиканский статус? Федеративный договор 1992 года носил асимметричный характер – в нём республики наделялись более высокими законодательными и экономическими полномочиями, чем области и края. Президент Путин в начале 2000-х годов ликвидировал республиканскую «привилегированность», но фактически вышло не равноправие, а «равенство в бесправии». Не области и края получили возможность поднять свой статус до уровня республик, а наоборот – республики были понижены до областей и краев. Их конституции уже практически ничем не отличаются от областных уставов.

Рассуждая о перспективе возрождения (или точнее – нового создания) федерализма в России, его надо рассматривать как необходимость равноправных и договорных отношений между регионами на основе их высокого уровня самоуправления (которым обладают штаты в США, земли в ФРГ и т.д.). Но не сводить тему федерации сугубо к национальному вопросу, как это предлагает Максим Горюнов: «Первым шагом на пути федерации к федерации могла быть стать реабилитация этнической повестки».  Фактически это продолжает сугубо советский, а не мировой подход к федерализму.

Федерация начинается не этники, а с регионального самоуправления. Да, во многих нынешних российских республиках их государственные языки фактически лишены этого статуса. Но они смогут разрешить эту проблему, когда их республиканские парламенты получат реальную возможность принимать самостоятельные законы на этот счет. Например, в федеративной Германии каждая земля самостоятельно разрабатывает школьные программы, а не берлинские чиновники диктуют всем – какие языки делать обязательными, а какие нет.    

В федеративной Германии каждая земля самостоятельно разрабатывает школьные программы

Горюнов справедливо критикует централистски настроенных русских националистов, но парадоксальным образом сам воспроизводит их взгляды, когда приписывает их большинству русского населения. Хотя выступления в упомянутом Хабаровске были вовсе не «имперскими», а даже наоборот – громко заявлялась солидарность с совпавшими во времени протестами в Беларуси. А ещё в 2019 году опрос независимых социологов в различных российских городах также показал очень необычные результаты для тех, кто привык представлять большинство населения сторонниками политики Кремля – «Они говорят, что регионам  надо дать права, как у штатов в США».

Всё население национальных республик в РФ составляет лишь 18% от общероссийского. Если представить гипотетическую ситуацию, что все они вышли из состава России, станет ли это концом централизованной империи? Боюсь, что нет. Империя просто в очередной раз уменьшится в размерах, но от этого станет еще злее и агрессивнее. И у независимых Татарстана или Якутии вряд ли начнется спокойная жизнь. РФ стала территориально меньше по сравнению с СССР, но империей от этого быть не перестала. Ельцин начал чеченскую войну в декабре 1994-го, всего через три года после появления «свободной России». Хотя Чечня не подписывала Федеративный договор 1992 года и де-юре не была частью РФ.      

Ещё до хабаровских протестов местный юрист Константин Бубон заметил в своей статье для «Рефорума»: «Федеративные отношения – это не только и не столько отношения между регионом и федеральным правительством. Для меня федерация – это в первую очередь взаимоотношения регионов между собой». Правоту такого подхода продемонстрировал и круглый стол регионалистов «Контуры нового федеративного договора в постпутинской России», состоявшийся на недавнем Х Форуме свободной России. Его участники поделились представлениями о том, как они видят этот договор, но можно было отметить их заинтересованность именно в прямых межрегиональных отношениях.

Федерация – это в первую очередь взаимоотношения регионов между собой

А вот с «федеральным центром», если он продолжит прежнюю имперскую политику, у регионов в будущем вряд ли сложатся отношения «метрополии и колоний», к которым он привык. Участник круглого стола из Башкирии, общественный деятель Руслан Габбасов выразил сомнения, что республика с той же легкостью подпишет новый федеративный договор с Кремлём, поскольку исторически эти договоры постоянно нарушались кремлевскими деятелями. Но против прямых договорных отношений с соседями Башкирия вовсе не возражает.

Другой участник круглого стола, депутат первого созыва Совета Федерации (1993-1995) от Новосибирска Алексей Мананников затронул геополитическую тематику: «Ни одному российскому региону не нужны войны в Украине и в Сирии, противостояние с Западом. Это нужно только имперскому Кремлю».

Ни одна отдельная республика не сможет защитить свои права в одиночку

Федеративное сознание, основанное на прямых взаимоинтересных межрегиональных отношениях, всё сильнее противоречит имперско-централизаторскому. И победа федеративного сознания может принципиально изменить всю российскую политику. Но это может начаться только с действительно свободного избрания своей власти в регионах и последующего добровольного и равноправного договора между ними. Ни одна отдельная республика не сможет защитить свои права в одиночку. Осенью текущего года, помимо выборов в Госдуму, будут избраны также 39 региональных парламентов. Посмотрим, появятся ли в них новые политики, заинтересованные в проекте настоящего федерализма.

Автор – главный редактор журнала Регион.Эксперт