Каракалпакский урок для российских республик

События в узбекской Республике Каракалпакстан, граждане которой добились сохранения её суверенного статуса, выглядят весьма поучительными для республик в составе России. Могут ли они возродить свой суверенитет, за который когда-то голосовали?      

Как лягушка выпрыгнула из кипятка

Массовые протесты в Нукусе и других городах Каракалпакии в начале июля напомнили старинную притчу: если лягушку бросить в кипяток – она сразу из него выпрыгнет, но если нагревать воду медленно – не заметит и сварится. Второй пример, увы, описывает политическую судьбу всех российских республик, которых лишали суверенитета, провозглашённого ими ещё в 1990 году, постепенно, год за годом. А вот Каракалпакия продемонстрировала резкий общественный шок – и этим заставила власть отступить.

Напомню, что эта республика занимает 40% территории Узбекистана и населяет её около 2 млн человек. С правовой точки зрения она выглядит довольно уникально: Узбекистан не является федерацией, тем не менее Каракалпакия в нём сохраняет суверенный статус. Вплоть до формы правления: если Узбекистан – это президентская республика, то Каракалпакия – парламентская.

Более 30 лет этот юридический казус не привлекал особого внимания. Да и в целом в Каракалпакии никогда не было серьезных движений за полную независимость, её граждан устраивал конституционный союз с Узбекистаном. Однако эту «восточную идиллию» взломала попытка внести поправки в конституцию страны, предпринятая в июне текущего года узбекским президентом Шавкатом Мирзиёевым. Эти поправки были во многом списаны с российских: они увеличивают президентский срок с 5 до 7 лет и фактически «обнуляют» его для действующего президента. И заодно поправками предусматривалась фактическая ликвидация самоуправления Каракалпакии – республику в тексте конституции (ст. 70-75) более не называли «суверенной», убиралось также положение о том, что «Республика Каракалпакстан обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана».

И это вызвало небывалые здесь массовые протесты. Правовая чувствительность граждан Каракалпакии удивила многих – они весьма решительно выступили в защиту республики и против отмены её права на самоопределение. Напуганный президент Мирзиёев поспешил заявить, что положение о её суверенитете в конституции Узбекистана сохранится (однако ввёл на территории Каракалпакии ЧП). Особенно показательно, что на мирные митинги за суверенитет своей республики вышли обычные граждане Каракалпакии, а депутаты предпочли продемонстрировать лояльность Ташкенту. Это ломает расхожие стереотипы о том, будто бы гражданское самосознание присуще лишь европейской политической культуре, а в азиатской отсутствует. И если Каракалпакии удастся отстоять суверенитет, на следующих выборах в её парламент наверняка победят новые силы, не желающие мириться с режимом «обнулённого» диктатора.

Правовая чувствительность граждан Каракалпакии удивила многих – они весьма решительно выступили в защиту республики и против отмены её права на самоопределение

Сопоставляя эту ситуацию с положением дел в российских республиках, которые приняли свои декларации о государственном суверенитете одновременно с Каракалпакией, испытываешь странное чувство контраста – они уже давно смирились с диктатурой в отличие от этой среднеазиатской республики. Сегодня о своём суверенитете не вспоминают нигде – от северноевропейской Карелии до дальневосточной Бурятии. Сварились на медленном огне?

Бороться не за язык, а за суверенитет

Возможно, следует напомнить, что декларации российских республик о своём государственном суверенитете, принятые в 1990 году, означали их стремление не к выходу из состава России, но к её преобразованию в реальную федерацию, построенную на договорных основах. Автономии тогдашней РСФСР изъявляли готовность существовать в едином политическом и экономическом пространстве, но только выстроенном снизу вверх – когда основной властью обладают сами республики, добровольно делегирующие часть своих полномочий на федеральный уровень. Но если центр будет нарушать договорные отношения и ущемлять права жителей республик, они оставляли за собой «право на изменение своего государственно-правового статуса».

Этот «парад суверенитетов» Кремль начал сворачивать уже в 1993 году, когда в принятой Конституции российские республики перестали именоваться суверенными. Затем чеченская война доказала, что новая Россия по стремлению подавлять «непокорные окраины» мало чем отличается от старой империи. А построенная при Путине вертикаль власти вообще отменила федерацию как принцип – пространство политического самоуправления республик сужалось год от года, а декларированное ими право принадлежности природных ресурсов местным жителям было откровенно растоптано «федеральными» корпорациями, которые превратили большинство республик в свои сырьевые колонии.

Но в силу постепенности этого процесса он практически нигде не вызвал столь массовых протестов, как в Каракалпакии. Заметным триггером недовольства жителей различных республик послужил лишь принятый в 2018 году закон об отмене обязательного преподавания национальных языков в школах. Разделяя озабоченность республиканских общественных деятелей, следует всё же заметить, что само появление такого закона стало неизбежным следствием «незаметной» утраты республиками своего политического суверенитета.

Более того, в последние годы наблюдается становление ложного, на мой взгляд, стереотипа – о том, будто основная проблема в российских республиках носит характер борьбы за язык. Власть сознательно снижает уровень общественной дискуссии с политического до сугубо этнокультурного, а иногда и поддерживает таких «борцов»: хотите плясать в прабабушкиных «национальных костюмах» – на здоровье, даже выделим вам гранты на эти «традиционные ценности»! Но вот только о свободной выборности власти в своей республике не заикайтесь – это уже экстремизм.   

Многие борцы за сохранение национальных языков до сих пор пишут петиции чиновникам разного уровня вместо того, чтобы требовать востановления республиканского суверенитета, который создавал правовую основу языкового равноправия. Да, такое требование сегодня может выглядеть рискованным, но интересно заметить, что декларации о суверенитете российских республик до сих пор формально не отменены. Хотя они и не действуют, что приводит к очевидным абсурдам. Например, ежегодно 30 августа в Татарстане отмечают День Республики, приуроченный к тому, что в 1990 году в эту дату была принята декларация о ее государственном суверенитете. Но самого суверенитета больше нет.

Автор – главный редактор проекта «Регион.Эксперт».