Как влиять на капремонт дома (и не только)

Инструкция от муниципального депутата

Поделиться
Можно ли добиться нормального капремонта в своем подъезде? Что может совет дома и на что способен муниципальный депутат? Глава муниципального округа Якиманка Андрей Морев по просьбе проекта «Рефорум» отвечает на бытовые вопросы о том, как мы можем управлять своим домом и улицей.

Я хочу участвовать в жизни своего дома и двора, но никогда ничем не занимался за пределами своей квартиры. Что я могу сделать?

Для начала осознать, что вы влияете на подъезд в доме, в котором живете, на двор, деревья и распределение парковочных мест во дворе. На детские площадки и воркауты рядом с домом. Можете проследить за тем, чтобы нормально проводилась уборка территории, чтобы в зимний период где попало не устраивали склады из реагентов. Можете освободить улицу от незаконно установленных шлагбаумов или сообщить о поломке на детской площадке. Дальше идёт более глобальный уровень: вы можете влиять на учреждения, которые оказывают нам услуги – местные поликлиники, школы, полицию.

Куда с этим обращаться?

По всем проблемам дома вы точно так же, как совет дома, можете написать обращение в управляющую компанию (УК) – всё это относится к её ведению. Обращение в УК и все госорганы может рассматриваться до 30 дней. Кроме того, в Москве есть единая диспетчерская ЖКХ, куда можно позвонить и оставить заявку: 8 495 539 53 53. Плюс существует столичный портал «Наш город», куда можно отправить жалобу с приложенной фотографией беспорядка, который вы увидели. Они реагируют довольно быстро.

Также есть контролирующая организация ОАТИ («Объединение административно-технических инспекций»), которая занимается проверкой действий всех УК и строительных организаций. Если туда написать жалобу на УК, например, она как минимум получит штраф и, возможно, больше не будет нехорошо себя вести.

Если совет дома (обычно это 10-20 добровольцев, живущих в этом доме) активен, на его обращения власти обязаны реагировать, и они это делают

Можно обратиться к муниципальному депутату, в управу района или в префектуру, если считаете, что допущено серьезное нарушение. Я всегда рекомендую писать в максимальное число государственных органов законодательной и исполнительной власти. Просто потому, что любому чиновнику, попавшему под град запросов, проще решить проблему, чем заниматься отписками.

Что такое совет дома и на что он реально может повлиять?

Если совет дома (обычно это 10-20 добровольцев, живущих в этом доме) активен, на его обращения власти обязаны реагировать, и они это делают. Совет дома, в частности, подписывает договор с УК, поэтому может повлиять на этот договор. Также при внимательном изучении отчёта УК совет дома может выявить её нецелевые расходы. Например, написано в отчёте УК, что уборка в подъезде проводится ежедневно, а вы уборщика в глаза не видели. Это можно исправить.

Например, написано в отчёте УК, что уборка в подъезде проводится ежедневно, а вы уборщика в глаза не видели. Это можно исправить

Кто управляет городом?

Власть сосредоточена в руках мэра. У него есть мэрия, есть департаменты, которые отвечают за верхний уровень принятия решений, есть префектуры в округах, которые осуществляют управление на земле через управы.

Мэрия имеет большинство в Мосгордуме и может проводить любые свои инициативы, не особо утруждая себя доказыванием их необходимости. Оппозиция в Мосгордуме очень активна, но не может провести ни одного закона, так как большинство депутатов от «Единой России» и подконтрольных ей депутатов в случае не интересного для них закона, противоречащего интересам мэрии, просто не голосуют. И не хватает кворума и голосов для принятия решения.

Выиграть процесс по серьёзным вопросам у мэрии практически невозможно. Редким исключением были дела по оформлению подвалов в собственность многоквартирных домов (через Арбитражный суд).

И есть местное самоуправление. 146 территориальных делений в глазах исполнительной власти – это просто помеха в осуществлении их планов. Но депутаты местного самоуправления от партии «Яблоко», от Ассоциации независимых депутатов постоянно взаимодействуют с районными сообществами, готовят новые проекты законов и предложения по изменения схемы управления городом.

Зачем нужен муниципальный депутат?

Муниципальный депутат – это представительная власть, мы представляем интересы избирателей конкретного района. К нему обращаются, когда не знают, куда ещё идти (а это частый  случай). В один из первых дней работы мне позвонили и попросили починить кран.

В один из первых дней работы мне позвонили и попросили починить кран

По закону депутат обязан раз в три месяца появляться на заседании совета депутатов и раз в год сдавать декларацию о доходах, иначе его могут лишить полномочий.

Полномочия муниципального депутата следующие: мы – участники комиссии по капитальному ремонту, соответственно, подписываем акты комиссии по капремонту. Также мы можем быть участниками комиссии по приемке благоустройства. По 56 закону города Москвы можем организовывать районные праздники. И если честно, это всё.

Я как глава муниципального округа делаю больше, так как это моя основная работа сейчас. А большинство моих коллег работают ещё и в другом месте. Но при обращении по закону они должны вам ответить. Скорее всего не решат вашу проблему, а откроют те пути, которые помогут её уладить. Мундеп может написать депутатский запрос, он обладает опытом и знаниями, которые помогут быстрее добиться результата.

Как мундеп может повлиять на ситуацию с капремонтом?

Мы можем активно мешать УК делать гадости.

Мы с вами платим ежемесячный платёж за квадратный метр, умноженный на площадь. Платёж попадает в фонд капремонта, за каждым домом числится определенная сумма. Фонд капремонта имеет краткосрочную программу капремонтов, рассчитанную на 25 лет. Все системы дома должны быть в определенный период времени отремонтированы. Как только подходит срок ремонта какой-то системы, фонд инициирует общее собрание собственников, которое должно набрать две трети голосов, чтобы что-то починить. После такого собрания проходит государственный тендер: фонд разыгрывает проведение работ.

Многие компании недобросовестно выполняют свою работу, и здесь активная роль уполномоченного от дома и муниципального депутата очень важна. Если подрядчику удаётся начать делать халтурную работу и жители на это не реагируют, в 90% случаев до конца капремонта вы так и будете получать плохие работы, хамство рабочих и в итоге капремонт, который через пару лет надо будет переделывать, только денег на это уже не будет. А в домах, где жители и мундепы начинают активно участвовать, всё получается хорошо.

Мундеп – один из членов комиссии, в которую также входит управа, УК, собственники, фонд капремонта и представитель подрядчика. Для старта работ требуется каждая подпись. Если мундеп отказывается подписывать акт, он составляет своё особое мнение, которое направляется в Мосжилинспекцию и тогда уже не комиссия принимает работу, а представитель Мосжилинспекции. 90% подрядчиков не любят, когда Мосжилинспекция приезжает – для них это усложняет процедуру сдачи работ. Им проще переделать работу более качественно, чем доводить до этого.

Расскажите про благоустройство придомовой территории: от чего зависят суммы на каждый конкретный дом в каждый конкретный год?

Есть 39 закон города Москвы о переданных муниципалитетам государственных полномочиях, в том числе по благоустройству. По закону нам должны передать перечень адресов с суммой. Например, «по адресу ул. Донская, д.8 выделено 10 млн рублей». В некоторых советах депутатов такой список получили, проголосовали и забыли. У нас в совете изначально был человек с профильным образованием, и мы попытались внедрить метод соучаствующего проектирования. Соучаствующее проектирование – это когда любой житель района может принимать участие в создании концепции и проекта, встречаясь в удобном для него месте с проектировщиками. Мы хотели создать концепцию развития района Якиманка на пять лет. Разрабатывала бы эту концепцию профильная организация, которая составила бы портрет жителей, пообщалась бы с ними, кому что нужно, и по итогу сделала бы несколько зон: детскую зону, зону отдыха для пенсионеров и так далее. К сожалению, эту концепцию нам не одобрила префектура. Четвёртый год боремся.

Второе, чего мы добиваемся – это чтобы соучаствующее проектирование применялось при разработке любого проекта двора. Потому что сейчас это устроено так: создается чат в WhatsApp, куда включают проуправских людей, там обычно происходит некая ругань, в итоге остается пара говорливых и они продавливают своё мнение. Впоследствии это выдаётся за мнение большинства – и это называют соучаствующим проектированием, хотя по сути это совсем другая процедура.

Бывают и удачные ситуации, где удается договориться. Там на этапе выделения денег показывается концепция, разыгрываются проекты, которые предоставляют профильные компании, и делается нормальное соучаствующее проектирование. В Крылатском, например, это удалось.

Какие проблемы в системе МСУ вы заметили за время работы мундепом?

Есть одна большая проблема – слияние структур власти в Москве и полное отсутствие независимых контролирующих органов. Например, при жалобе на ГБУ «Жилищник» в мэрию можно получить ответ не от мэрии, а из «Жилищника». Мосгорсуд является по сути неким филиалом мэрии.

При жалобе на ГБУ «Жилищник» в мэрию можно получить ответ не от мэрии, а из «Жилищника»

Нам необходимо кардинально менять закон о местном самоуправлении. Мы разработали проект реформы МСУ, в котором перечислили ключевые назревшие изменения.

Районы нужно делать более самостоятельными. Сейчас все решения принимаются в мэрии и спускаются вниз, управы почти ничего не решают. Префектуры – вообще лишнее звено в управлении. Должны быть сильные департаменты мэрии и сильные советы депутатов с подчинёнными им административными единицами, которые будут реализовывать управление на земле.

Нужно создавать так называемые проектные офисы, где совет депутатов – это совет директоров. Суть их работы: администрация разрабатывает план на год, приходит на совет директоров, обсуждает, те дают свои целевые указания, голосуют за бюджет, администрация исполняет принятый план, а совет депутатов контролирует. Совет депутатов – избираемый орган власти. Соответственно, если он плохо работает, через пять лет его меняют, а новый совет депутатов назначает новую администрацию. Таким образом у нас появилась бы обратная связь между жителями и теми людьми, которые вроде бы должны работать на их благо.

Поделиться