Подозрительные лица: как и зачем государство расширило список иностранных агентов

30 декабря 2020 года президент подписал Федеральный закон №481-ФЗ, содержащий поправки, ужесточающие обязанности «иностранных агентов». Кого в 2021 году смогут признать иноагентом и чем это грозит, объясняет председатель совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская.

Закон об иноагентах, кажется, уже есть. Что там написано?

Поправки в закон о некоммерческих организациях, принятые в 2012 году, позволяли признавать некоторые НКО выполняющими функции иностранного агента. Чтобы НКО попала в реестр, формально должны совпасть два условия: получение организацией средств из иностранного источника и осуществление политической деятельности. И с первым, и со вторым пунктом много неясностей, сильно усложняющих жизнь НКО.

К примеру, иностранный источник – это не просто иностранное государство, иностранная организация или граждане, международные организации, но и российские организации, которые получают средства из иностранных источников. Другими словами, даже помощь от кого-то, кто когда-то получил иностранные деньги.

Второе условие включения в реестр иноагентов – политическая деятельность. Но на практике любая публичная деятельность уже расценивается как политическая.

Чаще всего в реестр попадают по основному критерию «получение денег из иностранного источника», а под определение «политической деятельности» подводится всё, что угодно проверяющему.

Сколько в России сейчас иноагентов?

Сегодня в реестр НКО-иноагентов входит 75 действующих НКО (с 2012 года в этом списке побывали 200 НКО, большинство из них за эти годы ликвидировалось добровольно или принудительно). В списке есть и благотворительные фонды. Нам объясняли в Минюсте в своё время, что если фонд просто собирает деньги на лечение детей, то это благотворительность, а если он обращает внимание на неработающие государственные механизмы помощи таким детям, это уже политическая деятельность.

А СМИ могут признаваться иноагентами?

Да, в прошлом году был изменен закон о СМИ. Теперь СМИ, зарегистрированные в других государствах или не зарегистрированные, но распространяющие информацию для неограниченного круга лиц, получающие средства из иностранного источника (а что под этим понимается, мы уже обсуждали), могут быть включены в реестр СМИ-иноагентов. Этого, видимо, законодателям показалось мало, и в ноябре 2020 года был внесен, а в конце декабря принят новый пакет поправок.

То есть сегодня иноагентами могут признать НКО, СМИ и…?

Перечень субъектов, которые могут стать иноагентами, расширился с двух (НКО и СМИ) до четырёх (к ним добавились физлица и незарегистрированные общественные объединения).

Теперь иноагентами могут стать физические лица, которые занимаются политической деятельностью в интересах иностранного государства и/или ведут целенаправленный сбор определенной информации, которая при получении иностранным источником может быть использована против интересов России, а также незарегистрированные общественные объединения (при условии, что эти действия не дотягивают до уголовных статей о госизмене и шпионаже).

Почему быть иноагентом плохо?

Прежде всего такие НКО, СМИ и физлица обязаны под угрозой санкций выполнять трудоёмкие процедуры. Например, каждое свое публичное высказывание сопровождать соответствующей маркировкой. НКО-иноагенты обязаны проводить ежегодный аудит и в пять раз чаще обычных НКО сдавать отчеты в Минюст (для СМИ-иноагентов тоже предусмотрена дополнительная финансовая отчетность).

А ещё они не имеют права участвовать в кампаниях по наблюдению за выборами, в формировании независимых наблюдательных комиссий в местах лишения свободы, оказывать общественно-полезные услуги.

Есть и репутационные последствия: с организациями или физическими лицами, имеющими статус иноагента, могут неохотно сотрудничать государственные структуры или другие организации. Этого нет в законе, но, к сожалению, есть на практике.

Расскажите поподробнее про новые категории иноагентов.

Начнём с физлиц. Точной привязки, что эти люди получают иностранные деньги за свою деятельность, в новых нормах нет. Сказано лишь, что они должны заниматься политикой или сбором информации под воздействием иностранного источника (под это определение попадает, например, ситуация, когда кто-то получил средства из-за границы за лекцию, прочитанную за рубежом или даже дома, которая сформировала общественное мнение по какому-либо вопросу). Воздействие может быть как материальным, так и нематериальным. При этом Минюст фактически получает право контроля над финансовыми операциями физлиц, т.е. дублирует функции ФНС и Росфинмониторинга.

Понятия «общественные объединения, которые функционируют без приобретения прав юридического лица» в российском законодательстве нет. Можно предположить, что речь идет об общественных объединениях с уставом и органами управления, которые решили не подавать в Минюст документы и не регистрироваться в качестве юрлица (как это задумывалось когда-то авторами ФЗ «Об общественных объединениях).

В расширительной трактовке в качестве таких объединений могут расцениваться любые сиюминутные, разовые объединения граждан, пытающихся решить любой повседневный вопрос.

Например, сторонники Юлии Галяминой могли, не регистрируя ничего, объединиться, чтобы ей помогать: ходить к суду с пикетами, возить, не дай бог, передачи. Чтобы работать было проще, они могли бы выбрать председателя и принять устав – и в теории попасть под действие нового закона.

Я верно понял, что иноагентом может стать любой, кто так или иначе сотрудничает с зарубежной страной?

В одной из поправок про физлица повторяется определение политической деятельности из закона об НКО, в частности норма о том, что исключение из политики составляет деятельность в сфере науки, образования, культуры, благотворительности, социальной поддержки… Но, к сожалению, живя с нормами об НКО-иноагентах уже столько лет, мы видим, что эти исключения часто не работают.

Нужно ли указывать в соцсетях, что я иноагент?

Изначально о маркировке в соцсетях речи не было. Но в подписанном законе формулировки изменились, и похоже, что публикации в Facebook и других соцсетях теперь тоже должны будут сопровождаться маркировкой.

Я физлицо, получаю за свою работу средства из-за рубежа. Мне что, самому идти рассказать государству, что я иноагент?

Да, если ваша деятельность попадает под определение ФЗ. Граждане, которые собираются заниматься политической деятельностью на территории России под воздействием иностранного источника или собирать военную или военно-техническую информацию, должны уведомить об этом Минюст и сдавать туда раз в полгода отчеты. Минюст получает таким образом контроль над вашими финансами.

И что будет, если я не сообщил о моём новом статусе?

Сначала административный штраф: за непредоставление сведений от 30 до 50 тысяч рублей, за неуказание статуса – от 10 до 30. А при повторных нарушениях – уголовная ответственность до двух лет лишения свободы.

Я признан иноагентом. Я могу участвовать в выборах в Госдуму в 2021-м?

В теории да. Но понятно, что с клеймом «иноагент» вы вряд ли сможете победить.

Что делать, если я (физическое лицо, НКО или СМИ) признан иноагентом и хочу это оспорить?

К сожалению, все судебные процессы всегда заканчивались не в пользу НКО, несмотря на иногда сильную позицию организации и ее защитников. Оспорить размер штрафа иногда удавалось, но само внесение в реестр оспорить в суде не удалось никому.