Дайджест проекта “Рефорум”: policy papers

Чем дольше идёт война, тем сложнее говорить о будущем, тем более – гипотетическом будущем России. Два фактора облегчают подход к этой теме. Первый: будущее наступает постоянно; завтрашний день – это уже будущее. Планировать его естественно для любого взрослого человека, пусть и в качестве мыслительного упражнения. Второй: власть в России сменится с уходом Владимира Путина, и этот уход предрешён хотя бы его весьма пожилым возрастом. У всех нас большие шансы пережить эту власть, многие продолжат работать, заниматься хозяйством, воспитывать детей в совсем иной России. Небесполезно подумать о том, какой она может стать, какой мы хотим, чтобы она стала, и что для этого нужно будет делать и можно делать уже сегодня. Коллективные же усилия вообразить это будущее тем более важны. Мы кратко представляем десять докладов о возможных реформах для России, подготовленных лидерами мнений для проекта «Рефорум» в 2023 г. С началом войны проект вышел в офлайн и открыл пространства для релокантов Reforum Space уже в пяти городах – так у нас появились постоянные площадки, где авторы могут представить свои работы и обсудить их с экспертным и просто неравнодушным к теме перемен сообществом. Ссылки на отчёты с этих обсуждений мы добавим после рассказа о некоторых работах. Публикации и их обсуждения продолжатся в 2024 г., следите за публикациями в телеграм-канале проекта и Reforum Spaces.

В начале года проект опубликовал размышления библеиста Андрея Десницкого о русском православии после «русского мира». Вопрос о том, как будут строиться отношения в треугольнике «общество-государство-церковь» после падения путинского режима, имеет принципиальное значение: Русская православная церковь и лично патриарх Кирилл окончательно дискредитировали не только сложившуюся церковно-административную систему, но и всю постсоветскую модель взаимоотношений церкви и государства. Это ситуация тупика и кризиса одновременно. Автор предпринимает попытку концептуального анализа сложившейся ситуации и предлагает ряд мер для выхода из кризиса. Он обращается к аналогиям (Россия-Польша), делает ряд исторических экскурсов, проводит деконструкцию идеологии «русского мира», бегло описывает ряд проблем внутрицерковной жизни и церковно-общественных отношений. Это хороший старт для большой дискуссии о причинах и механизмах, в результате которых РПЦ трансформировалась в монолитную и несвободную окологосударственную структуру, и о том, какие церковные и околоцерковные силы могут стать акторами будущих преобразований – и кто может стать их союзниками.

Агрессия России против Украины поначалу ошибочно трактовалась многими экспертами-международниками как свидетельство не только имперских амбиций, но и возросшей мощи (пускай и деструктивной) российского государства. Сейчас очевидно, что начало боевых действий явилось следствием не силы, а, напротив, слабости России на международной арене, её неспособности добиться своих внешнеполитических целей ненасильственным путем. И в первую очередь это касается ситуации в ближнем зарубежье, где Россия выбрала порочный путь применения «жёсткой», а не «мягкой» силы. Весной историк Олег Петрович-Белкин написал для нас два доклада о реформах внешней политики: первый касался роли нынешней России на постсоветском пространстве и её трансформации в будущем, второй формулировал 15 принципов внешней политики мирного времени.

В начале лета филолог и преподаватель Ася Штейн предложила своё видение реформы российской школы. Когда в России начнутся реформы, школьная реформа вряд ли окажется в числе приоритетных – хотя от того, чему, как и кто учит российских школьников, непосредственно зависит будущее. Милитаристскому, тоталитарному режиму не нужны свободные и разные люди – лишь штампованные винтики, приученные подчиняться согласно иерархии. Важно заранее готовить проекты школьной реформы, не случайно в середине 1970-х, в разгар глухого застоя, российские учителя-новаторы организовали движение вокруг «Учительской газеты». Их идеи о свободе, правах человека (и в первую очередь правах ребёнка) во многом шли впереди либеральных процессов конца 1980-х. В декабре Ася Штейн представила свой доклад в Reforum Space Budva.

Кирилл Титаев в работе «Российские правоохранительное органы: реанимация» показывает, как за полгода-год можно снять самые острые проблемы в работе правоохранительной системы страны. Органы плохо защищают жертв преступлений, часто применяют насилие, активно вовлечены в коррупционные схемы, нередко становятся участниками политических преследований. Мы наблюдаем неадекватную систему управления и отчётности, персонал, работающий в неадекватных условиях, институциональную среду, которая стимулирует людей к именно такому поведению. Быстро и просто решить эти проблемы невозможно. Однако есть меры, которые могу быть приняты в короткие сроки и дать быстрый результат. К примеру, переписывание Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов за полгода принесёт больше вреда, чем пользы: это работа, требующая долгого и серьёзного обсуждения. Но многие текущие проблемы могут быть решены на уровне приказов МВД и постановлений правительства.

Дискутировать о будущем российской энергетики всегда было непросто. Утверждения, что статус-кво в этой сфере может и должен измениться, внутри страны, как правило, расценивались как беспочвенные фантазии. Однако именно нефтяные поставки позволили России начать войну и до последнего сохранять отношения с Западом, несмотря на творящийся беспредел. Когда война закончится, западный рынок так и останется закрытым, а экологические проблемы будут только нарастать. Татьяна Ланьшина предлагает вернуться к разговору о реформах энергетики и формулирует 6 шагов, которые позволят послевоенной России преодолеть кризис в этой области.

В конце лета проект опубликовал большую policy paper профессора политологии Ирины Бусыгиной «Как реформировать российский федерализм: условия, издержки и риски». Ирина показывает, что федерализм не роскошь, а необходимость для сложно организованных политических систем, но подлинный федерализм требует постоянных реформ, «подгонки» к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Это сложнейшая долговременная работа, в сердце которой переговорный процесс. 30 лет назад Россия стала федерацией с самой большой территорией и самым большим количеством регионов в мире. Сегодня она формально остаётся федерацией, однако реальный характер отношений между Москвой и регионами не отвечают федеративным принципам. Из гордости демократов и витрины российских реформ федерализм превратился в один из важнейших инструментов, работающих на сохранение путинского персоналистского режима. Насколько федерализм в принципе допускает реформы, чем он опасен для демократических реформ и как может выглядеть модель демократического федерализма? Читайте в работе Ирины.

Политолог, исследователь Кирилл Шамиев по просьбе проекта «Рефорум» поразмышлял о реформировании гражданско-военных отношений. Как выстроить отношения военных, политиков и общества, чтобы не возникла ситуация, когда все силовые структуры окажутся под монопольным контролем одного человека – президента? Эта ситуация (в числе прочих) сделала возможной войну в Украине; изменение гражданско-военных отношений в демократическую сторону позволит защитить российских граждан и их соседей. А вот тезисы дискуссии в Reforum Space Vilnius, где Кирилл представил свою работу.

Доклад Павла Лузина «Как реформировать российские вооружённые силы в интересах общества» раскрывает ту же тему с другой стороны. Сосредотачиваясь на дисфункциональности сегодняшних ВС, опасной и для граждан, и для государственности, Павел предлагает ряд конкретных изменений, в том числе и в политике в отношении ветеранов.

В самом конце года мы попросили команду дата-отдела ОВД-Инво актуализировать свой доклад о свободе собраний, который они готовили в 2021 г. В новой версии команда этого замечательного правозащитного проекта рассказала о проблемах, связанных с войной в Украине, добавила фактические обстоятельства и новые инструменты для изменения ситуации. Последняя, третья глава «Инструменты и пути изменений» – это максимальное приближение описанных проблем и возможных решений к той ситуации, в которой находится современное российское общество. Это попытка подсветить те конкретные действия и сферы влияния, которые доступны гражданскому обществу в России: «В редакции начала 2021 г. мы подробно разбирали эффекты судебных кампаний и кампаний по изменению регионального законодательства в сфере свободы собраний. Мы также обращали внимания на различных «посредников» в диалоге между обществом и государством. <…> Однако в конце 2023 г. мы бы хотели обратить большее внимание на те сферы, в которых у государства меньше власти, чем у общества, а именно на внутригражданскую и международную солидарность».