Выборы, говорит нам словарь, – это форма участия граждан в жизни страны, региона и пр. Однако в России выборы давно стали инструментом вновь и вновь подтверждающейся «легитимности» действующей власти. Как бы ни менялась политическая ситуация, выборы в России точно ещё будут. И к ним стоит подготовиться, в том числе законодательно.
Российское выборное законодательство меняется под каждые выборы. В ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» внесено столько поправок, из него настолько выплеснуто всё внятное, что он окончательно перестал работать на избирателя. Нынешнее выборное законодательство работает только на власть.
1. Нет конкуренции. По подсчётам «Голоса», более 11 млн граждан России просто не могут избираться. Нельзя избираться представителям бизнеса, имеющим счета за рубежом (а у любого нормального бизнеса они есть), – эта новелла, введённая после участия Михаила Прохорова в выборах, выбила огромный класс людей. Последние поправки не дают права идти на выборы тем, кто участвовал в митингах: у участников административки, у организаторов уголовные статьи, соратники Алексея Навального признаются экстремистами, в том числе задним числом.
Подписи бракуются по самым невообразимым поводам. Например, эксперт-подчерковед уверяет, что подпись на листе и в паспорте не совпадает. И суд принимает его аргументы – хотя и сам автор подписи, и свидетели подтверждают личность подписавшего. Мы бы справились с выборами, если бы в России была нормальная судебная система.
2. У кандидатов проблемы с агитацией, участием в мероприятиях. Если кандидат провластный – ему предоставляется площадка в любой школе, на предприятии, в клубе. Если оппозиционный – на согласованной площадке немедленно начинается ремонт, её могут закрыть по какому-то поводу или просто не согласовать место проведения. Местные газеты часто бесплатные, так как выпускаются на деньги администрации, и агитация там начинается задолго до дня голосования: кандидата «раскручивают» чуть не за год. Официально всё чисто: это не кампания, просто статьи, интервью.
Проблемы на участках начались давно: наблюдателям запрещают снимать видео, выдворяют их за любое активное участие
3. Выбито независимое наблюдение. В 2002-м, когда «Голос» решил вести параллельный подсчёт голосов на федеральных выборах, закон быстро запретил наблюдать тем организациям, у кого не было общероссийской регистрации. Мы стали расти, начали надеяться, что получим такую регистрацию – но в 2005 году вообще всем общественным организациям запретили вести наблюдение. Мы остались наблюдать только как корреспонденты нашей газеты «Гражданский голос». Потом закрыли и реальную возможность аккредитоваться как СМИ.
Проблемы на участках начались давно: наблюдателям запрещают снимать видео, выдворяют их за любое активное участие. Но мы боролись, тем более что с момента выборов-2012 в Москве, Питере, Казани, других крупных городах сформировались сильные наблюдательские сообщества, многие активисты из разгромленных штабов Навального пришли наблюдателями в «Голос». Со временем противодействие усиливалось, сейчас наблюдать стало не просто неудобно, а опасно. Движение «Голос» в прошлом году признали иноагентом, и партии по понятным причинам не хотят регистрировать активистов от «Голоса» в качестве наблюдателей. Активистов Навального преследует ФСБ. Преследованию подвергаются практически любые региональные активисты. В этом году внесены новые поправки, отменившие членов комиссии с правом совещательного голоса – их, в отличие от наблюдателей, не могли удалить с участка, только отстранить, и у них был значительно больший допуск к документам, чем у наблюдателя. Зато создали целую армию фейковых наблюдателей за счёт общественных палат.
Убрать админресурс
ФЗ «Об основных гарантиях» частично пересекается, а частично противоречит иным законодательным актам – закону о выборах президента, закону о выборах Госдумы. Ещё 11 лет назад эксперты «Голоса» предложили унифицировать законодательство, создать нормальный полноценный избирательный кодекс. Более 100 ведущих экспертов страны готовили и обсуждали его три года, с 2011-го он лежит в Госдуме.
Сейчас есть шанс, что идея нового кодекса будет поднята: коммунисты подготовили свой проект, как только они его внесут – а они собирались сделать это до конца осени, – эксперты «Голоса» готовы активно участвовать в его обсуждении. Коммунисты заинтересованы поменять закон, особенно в части конкуренции и состав избиркомов: при нынешнем законодательстве (и нынешнем беспределе) их могут отодвинуть так же легко, как «Яблоко». Они обязаны бороться, но в Госдуме у них нет большинства голосов, и всё будет зависеть от их жёсткости и настойчивости.
Все предложения экспертов «Голоса» актуальны: кодекс не зависит от политической ситуации, от политических партий. Конкуренция, свобода агитации, реальное наблюдение и невозможность фальсификации нужны на абсолютно любых демократических выборах.
Самое главное – нужно изменить состав избирательных комиссий. Из года в год усиливался административный ресурс: раньше в участковых комиссиях могло работать 25% администрации, сейчас 50%. Те же представители администрации или бюджетных организаций попадают в члены комиссии от парламентских партий («Единой России», «Справедливой», КПРФ) зачастую по договорённости с местной властью.
Не нужно создавать избирательные комиссии на 5 лет из учителей и администраторов: в них должны быть представители тех, кто непосредственно участвует в выборах. Когда комиссия состоит из конкурирующих людей, она не позволит фальсификаций. Ведь именно комиссия проводит проверку подписей, регистрирует кандидатов и проводит подсчёт голосов.
В кодексе прописаны процедуры, которые не дают сфальсифицировать ни на одном их этапов: исключают вброс, «карусель», махинации при надомном голосовании, голосовании мобильных избирателей… Фактически кодекс закрывает все дыры нынешнего законодательства и правоприменительной практики, он реально силён. Плюс за прошедшие годы мы увидели интересные процедуры в других странах – и если будет обсуждение процедур, если будет рабочая группа, о них расскажем.
Международное наблюдение, кстати, подтверждает нашу уверенность, что комиссии должны быть основаны на конкуренции. Существуют и хорошие альтернативные решения: в Германии, например, в комиссию набираются за небольшую плату граждане по объявлению – примерно как в присяжные. Но у нас это сейчас не сработает: можно только вообразить, кто может там оказаться, а главное, кого включат. Для такой процедуры нужно хорошее, развитое демократическое общество.
На нормальных выборах должна быть нормальная явка
Самое грустное, что происходит с выборами в России, – реальная явка год от года снижается. На многих выборах она не превышает 13%. Остальное – надомное голосование, дистанционное и просто бессовестные рисовки. Эксперты сравнивали видео с участков и данные по числу проголосовавших (якобы) на этих участках – разница может быть вдвое и выше. Разумеется, это не просто явка ради явки, но и вбросы. Если на камерах, установленных на избирательных участках, видим, что пришло 400 человек, а по протоколу – 1400, вполне понятно, за кого эта 1000 вброшенных бюллетеней проголосовала.
Из-за низкой явки мы получаем власть, которая не зависит от избирателей и оторвана от их интересов
Из-за низкой явки мы получаем власть, которая не зависит от избирателей и оторвана от их интересов. Она зависит только от того, кто поставит кандидата в список и проведет его через день голосования. Такой кандидат выполняет потом функции, которые нужны власти, а не избирателю.
Чтобы сломать ситуацию, нужно поднять людей с диванов. На это способна большая общественная кампания, которая призывает идти голосовать, бороться за своего кандидата, защищать участки. Увы, оппозиция любит требовать бойкота выборов. Всем, кто желает в стране честных выборов и нормальной власти, придётся договариваться: либо кампания за явку, либо лежим на диванах и имеем то, что имеем. То есть отсутствие гражданского выбора.
В нормальной ситуации проблема «никто не хочет идти на выборы» решается ярким лидером: люди приходят голосовать за ярких личностей и/или по итогам ярких кампаний. С партийными лидерами у нас проблема, спасибо государству: из 74 зарегистрированных в 2012 году партий осталось 20, имеющих право участвовать в выборах. В этом году только 10 выставили своих кандидатов в регионах. Последней яркой кампанией было «Умное голосование», и хотя вначале в него никто не верил, результат оно дало, пусть и только в крупнейших городах. А если бы не было такого скепсиса на старте, если бы сложилась большая оппозиционная коалиция – могло бы вообще сложиться интересно.
Для агитации за кандидата или партию недостаточно использовать только соцсети. Прямые контакты с избирателями важны, необходима яркая кампания и соответствие программы интересам избирателей. Именно для организации и проведения кампании нужны политические партии и их добровольцы. На федеральных кампаниях нужен доступ к СМИ и к телевизионным каналам: округа огромные, и собрать нужное число голосов можно только достучавшись до многих тысяч избирателей.
Все эти вопросы освещены в избирательном кодексе «Голоса»: равный доступ к СМИ, свобода агитации, возможность создания региональных партий.
Чтобы вернуть России свободные и честные выборы, нужно активное гражданское общество, системно борющееся за свои избирательные и политические права. Экспертная часть – закон, защищающий эти права, – полностью готова.