О перспективах реформ и внешней политики Казахстана

Политический транзит в Казахстане обнажил запрос на реформы, который государство смогло удовлетворить лишь частично. Внутриполитическая нестабильность открывает возможности для Кремля использовать стандартный набор средств давления – от экономического шантажа до «защиты прав русскоязычного населения». Сможет ли «новый Казахстан» противостоять этому давлению и справиться с политическими реформами, не подавляя зарождающееся гражданское общество? И какие последствия будут иметь для путинской России эти трансформации?

Материал опубликован на сайте Riddle и перепечатывается с любезного разрешения редакции.

Казахстан при президенте Назарбаеве выглядел как пример стабильности: крупных выступлений здесь не наблюдалось, а элиты крепко контролировались в рамках «политических кланов». Однако время от времени в фасаде стабильности возникали серьёзные трещины: в декабре 2011 года длившаяся несколько месяцев забастовка рабочих в Жанаозене вылилась в кровавое противостояние с милицией. В начале 2014 года после обвала курса тенге в стране прошел ряд митингов и шествий, на которых впервые прозвучал лозунг «Старик, уходи», адресованный Назарбаеву. А зимой 2019 года на фоне трагической гибели сестер Ситер в столице (девочки погибли из-за пожара во времянке) женщины устроили серию протестных акций против государственной социальной политики, которые завершились сменой правительства, а через месяц – сложением полномочий Назарбаева.

Уход первого президента вызвал политическую мобилизацию, которая приняла самые разнообразные формы – от митингов во время президентских выборов до создания новых организаций наподобие «Проснись, Казахстан!» (Oyan, Qazaqstan!). Данные Oxus Society Protest Tracker демонстрируют, что число протестов в крупнейших городах (Алматы, Нур-Султане и Шымкенте) резко возросло в 2019–2020 гг., что позволило исследователям говорить о новой «протестной культуре».

Кульминацией разрозненных протестных движений стали события января 2022 года, когда резкое повышение цен на жидкий газ – основной вид топлива для автомобилистов на юге и западе страны – спровоцировало массовые выступления в Жанаозене. 4 января правительство объявило о снижении цен в регионе, но мирные протесты к тому времени охватили как минимум 14 городов, а вечером того же дня начались столкновения с силами правопорядка. Рост насилия сопровождался отключением сетей коммуникаций, а Токаев в телевизионном обращении заявил, что «страна атакована террористами», ввёл чрезвычайное положение и обратился к ОДКБ за помощью в установлении порядка.

Жесткое подавление протестов (включая задержания более четырех тысяч человек), введение контингента ОДКБ и аресты высокопоставленных чиновников привели к быстрой демобилизации. Уже 14 января миротворцы покинули страну, а в течение следующей недели несколько родственников Назарбаева ушли с руководящих постов в госаппарате и крупных компаниях. Токаев анонсировал крупный пакет социально-экономических мер по стабилизации и политические реформы, которые приняли форму конституционных поправок. Тем самым признавалось, что среди протестующих оказались не только экстремисты и мародёры, но и граждане с разнообразными требованиями.

В период президентства Назарбаева общественный запрос на перемены оставался без ответа: партийная система и законодательный процесс были практически полностью оккупированы пропрезидентской партией «Нур-Отан» (сейчас «Аманат»), а частые изменения выборного законодательства, запретительные правила регистрации новых партий и контроль над избирательным процессом не оставляли вариантов для закрепления независимых игроков. Отчеты международных организаций (Amnesty InternationalHuman Rights WatchReporters Without Borders) регулярно фиксировали нарушения прав человека, включая права на свободу собраний и избирательные права. Политический транзит открыл новые возможности для участия, однако отсутствие институционализированных механизмов участия привело к массовой мобилизации. Общество заявило о себе.

Новое государство

Выстроенная Назарбаевым политическая система лучше всего определяется как «неопатримониализм», где основную политико-экономическую роль играют «политические кланы», связанные лояльностью и распределением ренты. Крупнейшим из таких «кланов» была семья первого президента и их «клиенты». Подобно другим постсоветским государствам, богатым природными ресурсами, Казахстан пережил стремительный экономический рост в 2000-е гг.: ВВП на душу населения (в долларах 2015 года) вырос с 4,5 тысяч в 2000-м до 11,5 тысяч в 2019 году. Однако плоды этого роста оказались крайне неравномерно распределены между различными социальными группами. Кроме того, экономика страны оказалась уязвимой перед лицом внешних и внутренних шоков: глобальный экономический кризис 2008–2009 гг. и кризис 2014 года серьёзно подорвали ранние экономические успехи, двузначные цифры экономического роста сменились в 2010-е гг. вялым развитием.

Токаев, долгое время проработавший в международных институтах, явно имеет другие взгляды на их природу, чем бывший сотрудник КГБ, с подозрением относящийся даже к своему близкому кругу

Политический транзит, начавшийся в 2019 году, не подразумевал серьёзных преобразований: Токаев был частью «клана Назарбаева», а сам «основатель республики» после ухода с поста президента сохранил за собой ряд привилегий, в том числе титул «Елбасы» («лидер нации») и посты председателя Совета Безопасности и правящей партии. Тем не менее в своем обращении к нации в сентябре 2020 года Токаев выбрал риторику обновления и реформ. Ключевыми терминами стали глаголы действия («поручаю», «принять», «разработать») и наречия/прилагательные с модальностью долженствования. Само слово «реформа» и его модификации прозвучало 30 раз в контексте практически всех сфер общественно-политической жизни – от государственного управления до правосудия. Косвенно такая риторика указывала на необходимость демонтажа системы «плохого правления» с её непотизмом, всепроникающей коррупцией и уязвимостью перед лицом глобальных вызовов.

Первые реформы Токаева носили осторожный характер. Изменения коснулись порядка проведения собраний и митингов, регистрации политических партий и проведения выборов. Некоторые результаты были заметны уже в 2020–2021 гг. Интегральный индекс качества государственного управления Гетеборгского университета, который включает в себя четыре показателя (безопасность и верховенство закона; участие, гражданские права и инклюзивность; человеческое развитие; экономические возможности), который стагнировал при Назарбаеве, резко вырос после прихода Токаева, что особенно заметно на фоне других постсоветских стран.

Январские события придали серьёзный импульс программе Токаева: уже в конце апреля президент объявил о проведении референдума по изменению конституции. Эксперты раскритиковали поспешность и закрытость процесса подготовки к референдуму, назвав его переходом к «плебисцитарной» модели или «обезличенному электоральному авторитаризму». В день голосования независимые наблюдатели отмечали удаление с избирательных участков и давление на них со стороны членов избиркомов и правоохранительных органов. Официальный итог – 77% за поправки при 68% явки – в территориальном разрезе показал схожую для многих электоральных автократий картину зависимости этих двух показателей, что вызывает подозрение в серьёзном вмешательстве со стороны государства в процесс волеизъявления граждан. При этом референдум окончательно закрепил переход власти к Токаеву и легитимизировал курс на построение «второй республики». Такие масштабные политические преобразования не могли остаться без внимания Кремля.

«Осевое государство» среди «великих держав»

В теории международных отношений положение Казахстана часто определяется как «осевая страна» (pivot country). Находясь в сфере интересов и соперничества сразу нескольких крупных игроков (Китая, России и США), такие страны обычно испытывают серьёзное давление, однако подробный анализ внешнеполитической стратегии Казахстана, проведенный Джессикой Ниффи, демонстрирует, что крупнейшему центрально-азиатскому государству удается сохранять рабочие отношения со всеми сторонами и даже вести переговоры на своих условиях. К примеру, имея большой торговый оборот с Россией, Казахстан активно привлекает американские инвестиции в энергетический сектор и сотрудничает с Китаем в реализации крупных инфраструктурных проектов наподобие Belt and Road Initiative.

Для Кремля стратегическая важность Казахстана не исчерпывается экономическими связями: Москва рассчитывает на Нур-Султан в плане обхода западных санкций. Многовекторная политика Казахстана является идеальным прикрытием, однако новый президент с его приверженностью международному порядку и праву может быть серьезным препятствием. Токаев и Путин явно придерживаются разных взглядов на мировой политический порядок, что обнажилось не только в словах первого о непризнании статусатак называемых Л/ДНР, но гораздо раньше. На Валдайском форуме в октябре 2019 года на слова Токаева о том, что лучше не иметь ядерное оружие и иметь хорошие отношения со всеми странами, Путин иронично заметил: «Саддам Хусейн тоже так думал». Профессиональный путь двух глав государств дополнительно подчёркивает разницу во взглядах: карьерный дипломат Токаев, долгое время проработавший в международных институтах, явно имеет другие взгляды на их природу, чем бывший сотрудник КГБ, с подозрением относящийся даже к своему близкому кругу.

Подчёркнутая осторожность токаевских реформ – знак Кремлю, что никаких резких движений в стране не будет. Такая осторожность, однако, не соответствует ожиданиям многих социальных групп

Безусловно, у Кремля есть широкий набор инструментов давления на Казахстан – от пропаганды и вмешательства в выборы (доля русскоязычного населения Казахстане достигает 90%, а пользователи русскоязычных медиа склонны доверять пророссийским нарративам) до кибератак. Также Москва может больно ударить по экономке Казахстана, о чём свидетельствуют проблемы с прокачкой казахской нефти, возникшие у Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). После поломки оборудования на морском терминале КТК в Новороссийске в марте 2022 года отгрузка нефти была приостановлена, а затем возобновлена в неполном объёме. В мае Росприроднадзор выявил более сотни нарушений, а 6 июля суд приостановил работу Консорциума на 30 суток, что вызвало серьёзные подозрения у экспертов насчёт возможной национализации компании. Москва и Нур-Султан открещиваются от политической подоплеки, но возможные пути диверсификации экспорта нефти (КТК прокачивает до 80% казахской нефти) стали предметом недавнего обсуждения Токаева с правительством. При этом Дмитрий Песков уже заявил, что видит политическую подоплёку в поиске Казахстаном альтернативных путей транспортировки нефти.

В то же время Кремль не спешит антагонизировать отношения с южным соседом: слова зампреда думского комитета по делам СНГ Константина Затулина по поводу возможных «территориальных вопросов» пришлось дезавуировать зампреду Совета Федерации Андрею Турчаку. Ранее подобные казусы возникали и с другими российскими политиками. Для Нур-Султана прозрачные намеки на Украину не могут не быть раздражающим фактором и вряд ли добавят уверенности в необходимости поддерживать северного соседа, ключевой задачей которого становится не дать небольшим трещинам в отношениях превратиться в серьезный раскол.

Узкий коридор

«Второй республике» Токаева предстоит непростая задача войти в «узкий коридор» динамического баланса между поднимающимися силами общества и государства, сохранив при этом курс на многовекторную внешнюю политику в условиях противостояния России и Запада. Противоречия на этом пути многочисленны: введение выборности глав регионов и крупных городов, например, должно стать важным элементом борьбы с коррупцией и непотизмом, но в то же время это открывает дополнительные возможности для вмешательства со стороны Кремля. Углубление международной экономической интеграции так или иначе поднимет вопросы о соблюдении санкционного режима, а с новыми пакетами западных санкций, которые, скорее всего, будут направлены на мониторинг соблюдения уже введённых, балансировать станет сложнее.

Для Кремля идеология «второй республики» с акцентом на эффективное и сильное государство одновременно близка и чужда: Путин также начинал с идей восстановления «конституционного порядка» и усиления государственной мощи. Однако курс реформ Токаева на демонтаж клановой системы может подорвать способность Москвы воздействовать на элиту Казахстана. Подчёркнутая осторожность токаевских реформ – знак Кремлю, что никаких резких движений в стране не будет. Такая осторожность, однако, не соответствует ожиданиям многих социальных групп, рассчитывающих на более глубокие перемены в контексте достижения социальной справедливости и политического участия.

Сможет ли «новый Казахстан» удержать непростой курс на реформы и сохранение дружественных отношений со всеми международными силами? История преподносит немало горьких уроков по этой части, но у Казахстана есть некоторый шанс войти в «узкий коридор», если обществу удастся создать достаточное давление на растущее в своей «мощи» государство, а последнее не будет повторять ошибок своего северного соседа и превращать государственную власть в инструмент реализации интересов узкой группы лиц.

Автор – старший научный сотрудник Центра сравнительных исторических и политических исследований ПГНИУ.