Прямо сейчас от законов об иноагентах страдают 113 организаций и 67 физлиц. Петицию за отмену законодательства об иноагентах подписало более 259 тысяч человек. Сегодня ОВД-Инфо (Минюст считает этот проект иноагентом) отправил в Госдуму, Совет Федерации и в аппарат Уполномоченного по правам человека эти подписи. А кроме этого, передал свой проект законодательных изменений для отмены иноагентских норм и пояснительную записку к нему. Мы публикуем избранные места из пояснительной записки, считая документ важной вехой в борьбе за права человека в России. ОВД-Инфо – давний партнёр проекта «Рефорум», автор доклада о свободе собраний.
По данным Судебного департамента Верховного суда, только за четыре года с начала 2017 по середину 2021 года суды первой инстанции выписали НКО и их руководителям штрафы более чем на 30 миллионов рублей по делам, связанных с нарушением требования о маркировке или о невнесении в реестр (19.34 КоАП), средний штраф вырос с 190 тысяч рублей в 2017 году до 350 тысяч рублей в первой половине 2021 года.
29 ноября Роскомнадзор отчитался о том, что с начала года было составлено 920 протоколов об отсутствии маркировки на материалах лиц, включенных в реестр СМИ, выполняющих функцию иностранного агента (ст. 19.34.1 КоАП РФ), сумма наложенных судами штрафов составила более 300 миллионов рублей.
За время действия законодательства об «иностранных агентах» в реестры «иностранных агентов» попадали правозащитные организации, социально-просветительские инициативы, образовательные и исследовательские проекты, организации, направленные на защиту окружающей среды, защиту избирательных прав, защиту прав женщин, поддержку коренных народов, помощь заключенным осужденным, помощь мигрантам и беженцам, призывникам и военнослужащим, борьбу с коррупцией, занимающиеся профилактикой ВИЧ и наркотической зависимости и другие.
Введение в законодательство понятие средства массовой информации, выполняющего функцию иностранного агента, с целью защиты прав российских журналистов и СМИ от давления иностранных государств, на практике приводит к ограничению деятельности российских СМИ, как включённых, так и не включённых в соответствующий реестр.
Текущее законодательство не приводит к повышению уровня открытости и публичности
Анализ правоприменительной практики показывает, что текущее законодательство не приводит к повышению уровня открытости и публичности деятельности соответствующих субъектов права и не создаёт дополнительных инструментов общественного контроля за их деятельностью.
Наоборот, наличие дополнительной регуляторной нагрузки, ограничений на деятельность и серьезные правовые и финансовые последствия в случае нарушения соответствующих норм приводят к стремлению субъектов права реструктуризировать свою активность таким образом, чтобы вообще выйти из-под регулирования законодательства об НКО и СМИ, что приводит к значительному снижению прозрачности в данных сферах деятельности.
Выведение из-под действия законодательства целого ряда субъектов права, таких как объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, государственные корпорации и компании, а также созданных ими некоммерческих организаций, делает саму задачу повышения прозрачности и подотчётности в принципе невыполнимой. Именно данные субъекты права занимаются лоббированием узкокорпоративных интересов, в том числе на государственном и политическом уровнях.
Правоприменительная практика в сфере регулирования «средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента», показывает, что случаи включения в реестр носят не единичный, а массовый характер и не отвечают заложенному изначально принципу «зеркальности» применения. В соответствующем российском реестре числится 27 СМИ и 67 физических лиц. В американский реестр FARA включены лишь два медиапроекта, аффилированных с российским государством или государственными компаниями: Federal State Unitary Enterprise Rossiya Segodnya International Information Agency и ANO Novosti.
Включение в реестры лиц, выполняющих функции иностранных агентов, является неоправданно обременительным: оно сопряжено с ограничением профессиональной деятельности, господдержки и финансирования, созданием дополнительного финансового гнета, нарушением неприкосновенности частной жизни, а для физлиц приводит также к сокращению социальных контактов вплоть до вынужденной эмиграции. С 2012 года после включения в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, прекращена деятельность не менее 98 организаций.
Начиная с принятия соответствующего законодательства в 2012 году на факты непосредственного вреда, наносимого данным законодательством российскому обществу и гражданам России, неоднократно обращали внимание представителями гражданского общества, в том числе 9 лет подряд эти вопросы поднимаются на ежегодной встрече Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека с президентом Российской Федерации.
242 российских организации и инициативы выступили за полную отмену соответствующего законодательства, их требования поддержало более 250 тысяч человек
242 российских организации и инициативы, в том числе ведущие СМИ и благотворительные фонды, просветительские и гражданские инициативы, выступили за полную отмену соответствующего законодательства, их требования поддержало более 250 тысяч человек.
Необходимость развития и поддержки гражданского общества и независимых СМИ является неотъемлемой частью государственной политики, что неоднократно подчёркивалось как первыми лицами государства, так и в различных программных документах о развитии государства и общества. Повышение уровня защиты публичных интересов, обеспечение прав граждан и организаций также указывается в качестве основной задачи государственной программы Российской Федерации «Юстиция». Текущее законодательство о регулировании «лиц, выполняющих функции иностранного агента» препятствует осуществлению этой политики.
Многочисленные ограничения, накладываемые на деятельность соответствующих лиц, в том числе в плане осуществления общественного контроля за деятельностью государственных ведомств, приводят к снижению объема доступной обществу и государству информации о нарушениях прав человека и других правонарушениях, что не может соответствовать государственным интересам по обеспечению законности и безопасности своих граждан.
Границы понятия «политическая деятельность», «иностранное финансирование» и других критериев для включения в реестры лиц, выполняющих функции иностранных агентов, всё сильнее размываются
Несмотря на то, что президент Российской Федерации ежегодно отмечает, что закон «не идеален», и подчёркивает необходимость «проработать» спорные моменты, приводящие к излишним ограничениям и «расширительному толкованию», а в законодательство в этой сфере ежегодно вносятся всё новые поправки, дискриминационная правоприменительная практика не только сохраняется, но и расширяется, а количество неопределённых понятий и размытых формулировок, позволяющих применять закон избирательно, растёт: границы понятия «политическая деятельность», «иностранное финансирование» и других критериев для включения в реестры лиц, выполняющих функции иностранных агентов, всё сильнее размываются, требования для таких лиц неконкретны, в то время как ответственность за их нарушение становится все выше. Все это свидетельствует о том, что отдельные точечные изменения не позволяют решить системные проблемы подхода, заложенного в законодательство об «иностранных агентах» изначально.
Таким образом, анализ правоприменительной практики законодательства об «иностранных агентах» – уже почти десятилетней – показывает, что с помощью этого комплекса законов не удалось достичь указанных целей, а заложенные в нем принципы отсутствия ограничений были явно нарушены.
Предлагаемый законопроект разрешает сложившуюся правовую коллизию и нивелирует негативные эффекты текущего законодательства
Более того, эти нормы и их реализация на практике и в нормативно-правовых актах противоречат и российскому законодательству, и международному праву, поскольку являются однозначно дискриминационными, необоснованно ограничивают права неопределенного круга юридических и физических лиц и несут глубокие негативные последствия для государства и общества в целом. Предлагаемый законопроект разрешает сложившуюся правовую коллизию и нивелирует негативные эффекты текущего законодательства.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.