Миллиарды на охрану и кулеры: юрист Булат Мухамеджанов о школьных поборах и правах родителей

Как бороться с бесконечным сбором средств на нужды класса? Что будет при отказе делать ребенку прививку в разгар пандемии? Куда идти, если ребенок получил травму в школе? Отвечает координатор «Зоны права».

— Многие родители жалуются, что школа постоянно собирает с них деньги на нужды класса. Школа вообще имеет право собирать деньги?

— Это один из самых наболевших у родителей вопросов. Особенно он был актуален лет десять назад. Чтобы избежать кривотолков, в федеральный закон «Об образовании» в 2012 году были внесены изменения: теперь в статье 35 сказано, что учебники, пособия и средства обучения и воспитания предоставляются бесплатно. Сейчас родителям стало более-менее понятно: все учебники и учебные пособия должны закупаться из бюджета.

— Но поборы на другие нужды остались.

— Само слово «поборы» предполагает, что это нечто обязательное и ни о какой добровольности взносов речи не идет. Если с вас требуют фиксированную сумму денег на что-то, это фактически уже нарушает принцип добровольности и можно говорить о поборах. Это включает сборы на ремонт, охрану и уборку помещений, кулеры с водой.

— Почему вообще возникает нужда в родительских деньгах? Школа же бюджетное учреждение.

— Статья 28 ФЗ «Об образовании» говорит, что образовательное учреждение обеспечивает безопасные условия для учащихся – это значит, охрана должна быть бесплатной. Весь учебный процесс у нас должна организовывать школа. Есть конституционное право на бесплатное образование, есть бюджетные деньги.

Но проблема в том, что с запросами на дополнительные траты руководитель школы должен обращаться в местный департамент образования с просьбой предоставить конкретную сумму на различные нужды. Как правило, директора этого не делают по различным причинам. Во-первых, чтобы не быть на плохом счету у руководства: это твоя школа и ты не можешь наладить работу с родителями? Во-вторых, очевидно, что с бюджетными деньгами больше мороки. Они предполагают строгую отчетность. А здесь наличные – их можно тратить свободно. Я знаю одну гимназию, где с 2008 по 2012 год сумма ежегодных взносов выросла в пять раз, с 10 до 50 тыс. руб. Сейчас, наверное, она ещё больше. При этом речи о повальной коррупции с собранными с родителей деньгами нет. Как правило, деньги действительно идут на ремонт школы, но по закону это задача государства, а родители и так платят налоги, которые должны уходить в сферу образования.

— На что школа имеет право собирать деньги?

— Сбор денег разрешен на репетиторство, дополнительные кружки и предметы сверх основной программы. Но и здесь важен принцип добровольности.

— Что делать родителям, если они столкнулись с поборами в школе?

— Если с вас требуют деньги в школе и вы не можете или не хотите платить, можно зафиксировать сам факт сбора средств. Это может быть запись в родительском чате, телефонный звонок, обсуждение на родительском собрании. Нужна фактура. Обращаться в министерство образования и в его региональные подразделения мы большого смысла не видим. Единственное, может быть, имеет смысл на начальном этапе поговорить с руководством школы, объяснить свою позицию, услышать их позицию. Если вы не найдете компромисса, уже можно обращаться в прокуратуру – её мы считаем наиболее эффективным ведомством в данном случае.

Надо признать, что в последние годы администрация школ сама не подставляется и не требует денег – всё это сваливается на плечи родительского комитета, который и собирает деньги. При этом фактически такой сбор в любом случае незаконный. Зачастую деньги передаются из рук в руки, без какой-либо отчетности. Представьте, в классе 20 детей, с каждого собирают, например, по тысяче рублей. В школе сколько таких классов… По большому счёту в стране в образовательной сфере наличными ходят миллиарды рублей. И это только собранные с родителей деньги.

— Очевидно, не все родители готовы пойти на конфронтацию с руководством школы.

— Безусловно. Каждого родителя, который к нам обращается, мы сразу предупреждаем: анонимность, к сожалению, не работает. Бывают горячие линии, куда можно сообщить о нарушениях анонимно, но это существенно замедляет проверку. Для любого обращения в госорганы, даже через «Госуслуги», требуется указать свое имя. Поэтому мы («Зона права») всегда говорим: если вы готовы идти до конца, мы готовы вам помочь. Но вы должны понимать, что об этом узнает администрация школы.

Ещё один важный момент: родители, которые открыто заявили о своем несогласии и обратились в прокуратуру от своего имени, поначалу столкнулись с негативом педагогов и других родителей, но потом давление сходило на «нет».

— С какими ещё проблемами сталкиваются дети и родители?

— Например, когда родители не хотят делать прививки детям или когда ребёнок вернулся с полученной в школе травмой.

— Если родители против прививок, могут ли ребёнку запретить посещать школу?

— Нет, не могут. Могут запретить в случаях, если в регионе есть массовое инфекционное заболевание и при угрозе эпидемии, что прописано в ст.5 ч.2 федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Речь идет о временном отказе в получении именно очного образования.

— То есть сейчас, с учетом эпидемии коронавируса, это возможно?

— Теоретически да. Но это должно быть решение на уровне региона, а не на уровне конкретной школы. В таком случае ребёнок может перейти временно на другую форму образования – заочную, например.

— Теперь вопрос по поводу травм. Что делать, если ребенок получил травму в школе?

— Необходимо зафиксировать телесные повреждения, заручиться свидетельскими показаниями, запросить записи с камер видеонаблюдения – во многих школах они есть, запросить акт внутреннего расследования, которое всегда проводится при таких ЧП в школах.

— А если преподаватель ударил ребенка?

— Алгоритм действий остается прежним. Здесь уже в любом случае, если факт нарушения подтвердится, ответственность будет на преподавателе. Речь идет уже об уголовном преследовании, в зависимости от тяжести травм. Так или иначе школа несет ответственность за вред, причиненный ученику в ходе образовательного процесса.

— Как юрист, защищавший интересы школьников и их родителей, какие реформы в сфере образования вы считаете необходимыми?

— Если говорить о поборах, проблема кроется в финансировании. Если у нас образование будет финансироваться в приоритетном порядке, проблема сама собой отпадёт. К сожалению, в бюджете, наоборот, планируется сократить расходы на образование.

Я считаю, что сейчас ситуация в образовании лучше, чем была 15 лет назад и более чем в 1990-е, но всё равно денег не хватает. На латание дыр хватает, на развитие школы – нет. Было бы здорово, если бы фиксированный процент ВВП предназначался для сферы образования, как это делают в крупных богатых странах. Нужно, чтобы в бюджете было зарезервировано достаточно средств на ремонт, обновление материально-технической базы, охрану и уборку.

Во-вторых, на мой взгляд, необходимо увеличить штат школьных психологов. Их не хватает. Даже если в школе есть психолог, он не может отследить моральное состояние тысяч учеников. Это профанация работы. На мой взгляд, необходим адресный подход – причем и в отношении учеников, и в отношении самих педагогов. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что нормативная база в России есть, нужно научиться ее исполнять. А с этим у нас большие проблемы.