Как продвигать демократические ценности через просвещение сегодня, и какие просветительские стратегии выбрать в меняющемся мире? 25 октября Европейский центр Вергеланда организовал на площадке Reforum Space Vilnius дискуссионный семинар «Гражданское просвещение: опыт, трансформации, возможности».
Аудитория семинара – те, кто работает в сфере образования (формального и неформального), медиа и активисты, занятые в просветительских проектах, связанных с темами демократии, гражданственности, прав человека.
Мероприятие было организовано как совместная попытка осмыслить опыт гражданского просвещения/образования в постсоветской России, понять, какие проекты и форматы были эффективными и имели влияние, какие ценности эти проекты пытались донести обществу ,чем можно гордиться, а что пошло не так. И главное – проанализировать сегодняшнюю ситуацию, понять новые возможности и направления работы.
«Нам показалось важным провести не просто дискуссию в публичном пространстве, но и стратегическую сессию, совместно разработать рекомендации», – открыла семинар Анастасия Гонтарева, координатор просветительских проектов Sapere aude и соорганизатор семинара.
На семинаре участники
- делились опытом, обсуждали эффективные практики в сфере гражданского просвещения, гражданского образования, образования в области прав человека;
- размышляли, почему, несмотря на обилие просветительских инициатив, попытки развить правовое сознание, культуру демократии оказались малоуспешными;
- обсуждали просветительские возможности в рамках современной системы образования в России, влияние и возможные последствия политических процессов на гуманитарную, общественно-политическую мысль в стране через систему высшего образования;
- определяли приоритеты работы в будущем, эффективные и безопасные практики, альтернативные форматы, лайфхаки.
О демократии и просвещении
«Демократические процессы невозможны без участия людей, а чтобы демократия стала реальностью, нужно образование и просвещение», – отмечает Валентина Папеикиене, координатор проектов Европейского центра Вергеланда.
При этом важно договориться, что мы имеем в виду, когда говорим о демократии. Демократия должна пониматься как триединство верховенства права, разделения властей и защиты прав меньшинств, формулирует Василий Жарков, кандидат исторических наук и независимый исследователь; без этого она невозможна в том виде, в каком она существует в современном развитом мире и должна быть воспроизведена в России.

Обращаясь к аудитории одновременно медийной и связанной с образованием, Василий предложил своё видение того, почему мы оказались там, где оказались, и как извлечь из сделанных ошибок уроки на будущее.
Знание транслируется по известному коммуникативному коридору: наука – образование – просвещение. Увы, не производители знания определяют повестку, а коммуникаторы. Если эта проблема не будет решена, никакая просветительская деятельность не будет иметь успеха. Просвещение не будет успешным там, где не будет развитой системы академической науки и университетского образования. Альтернативных площадок в Сети масса, но очень немногие из них соответствуют стандартам академического качества. Более того, рекорды по посещаемости бьют некачественные ресурсы.
Один из участников отметил, что в России в просветительских проектах активно участвует те, кто уже заинтересован в просвещении, и ведётся оно для тех, кто открыт к этому, а для остальных общественники – это фанатики, говорящие на чужом языке, не всегда слушающие собеседника, особенно несогласного. Страны, которые пытаются понять собственное общество, не ограничиваются опросами: они работают с разными комьюнити и пытаются вовлекать их в общественную деятельность.
Поиск языка для коммуникации и диалога с различными целевыми аудиториями был определён как одно из главных направлений последующей работы.
Make democracy sexy again
Вторая часть семинара была практической: организаторы предложили участникам поработать в малых группах, взаимодействуя при этом со всеми присутствующими. Её модерировала Ирина Костерина, основательница проекта «Устойчивый активизм» и организатор «Зелёных школ» и тренингов для активистов.
Ирина предложила участникам выбрать актуальные темы для совместной разработки. Участники сформулировали такие темы: «Как реабилитировать политическую деятельность/Политика – не грязное дело», «Как сделать демократию привлекательной», «Как развивать гражданские компетенции», «Выстраивание эффективных коммуникаций у политически активной диаспоры», «Функции медиа в гражданском обществе» и «Как использовать потенциал людей старше 50».

Отвечая на вопрос «Как сделать демократию привлекательной?», участники предположили, что для начала нужно понять, чем является демократия для потенциальной аудитории. Социолог Дмитрий Рогозин выяснил, что россияне в целом разделяют демократические ценности, рассказывает Василий Жарков. Но вот слово «демократия» их раздражает (а в Турции наоборот). Если получится объяснить это, донести, что при демократии жизнь как раз будет предсказуемой, если получится изменить негативные ассоциации, возникающие в голове граждан страны, – дело может сдвинуться с мёртвой точки. Один из способов – избегать слов, вызывающих отторжение, но продолжать работать с демократическими компетенциями. И переходя ко второй теме: люди в России в принципе не верят, что власть и политика могут быть позитивными. Как вернуть им понимание общего блага?
Диаспоре имеет смысл наладить сеть контактов между городами, где много уехавших противников режима: Варшавой, Берлином, Таллинном и пр. Участники предложили создать межстрановой институт, обучающий эмигрантов азам местного самоуправления: это будет полезно для всех, кто хотел бы участвовать в политическом процессе, включая тех, кто в будущем хотел бы продолжить работу в России.