Как вернуть ценность российскому образованию

В современной России главная проблема образования – что самые консервативные, самые заскорузлые силы в стране и обществе сконцентрировались в управлении им на всех уровнях, от детских садов до университетов и министерства. Для будущей России – прежде всего либерально-республиканской, но и другие варианты столкнутся с тем же набором проблем, – наследие путинского периода в образовании настолько омерзительно и неприемлемо, что всю конструкцию придётся придумывать, разрабатывать и строить практически с нуля. Новая policy paper предлагает открыть дискуссию о будущих образовательных реформах.

В центре нашего внимания – дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование. Его наличие, организация, финансирование и контроль качества последние 100 лет были ответственностью государства (что, думаем, должно в значительной степени сохраниться и дальше). Высшее и дополнительное образование могут разделять часть принципов со средним, оставляя максимум решений на усмотрение автономных и самостоятельных университетов. При этом любые реформы в начальном и среднем образовании упираются в необходимость перенастройки всей конструкции педагогического образования – её мы рассмотрим в разделе «Что делать с учителями».

Данная policy paper – не готовый проект будущей системы образования. Её задача – открыть дискуссию о том, как, освободившись от необходимости «хранить традиции» (они полностью дискредитированы сегодняшним состоянием образовательных систем страны), построить новую национальную ценность, образование, которым снова можно гордиться.

В центре предлагаемой модели три постулата.

  1. Единственная обязанность государства в области образования – экономическое обеспечение бесплатного, свободного и безопасного обучения на первых трёх ступенях (дошкольное, средняя школа, старшая/профессиональная школа) для любого гражданина страны.
  2. Основная задача оплачиваемого обществом образования – воспитание полноценных, полноправных и вовлечённых граждан страны. Оно не навязывает им какие-либо идеологии, системы взглядов или догмы.
  3. Образование (прежде всего) несовершеннолетних детей – совместная обязанность и ответственность государства и родителей/попечителей. Это относится ко всем граням образовательного процесса, включая его финансирование и право принятия решений в рамках конкретной школы/школьного округа.

Policy paper предлагает тактические краткосрочные решения, которые потребуются немедленно после того, как в истории России откроется окно возможностей для реформ. Мы также обсуждаем ряд важных среднесрочных решений, которые позволят создать общественные структуры, контролирующие государственную, локальную и муниципальную политику в отношении образования, а также закладывают фундамент для более длительных стратегических изменений. Контуры долгосрочной стратегии составляют большую часть документа и, конечно, являются главными взрывателями для дискуссии.

Стратегическое осмысление образования всегда колеблется между двумя полярными альтернативами: одна ставит в центр внимания программу обучения (т.е. более или менее целостную модель содержания образования, тех знаний и свойств, которыми должен обладать выпускник системы), другая делает акцент на качестве учителя (т.е. «последней мили» отношений между системой образования и учеником; подготовка хорошего учителя может компенсировать многие проблемы системы). С одной стороны, талант отдельного конкретного учителя нельзя недооценивать – мы знаем многочисленные примеры, когда выдающиеся педагоги, директора школ или даже просто «предметники» оказывали решающее воздействие не только на своих выпускников, но и на целые округа или даже на всю систему образования. С другой, как и в истории права, где всегда соревнуются прецедент и кодифицированные законы, здесь нет ни готового решения, ни абсолютной истины. В идеале система образования должна быть достаточно продуманной и совершенной, чтобы «в среднем» не портить, не мешать хорошим учителям и менеджерам образования; однако в ней заранее должны быть продуманы «прецеденты исключения из правил», когда конкретный учитель или его школа выходят за рамки установленного – обеспечивая при этом выдающиеся образовательные результаты.

Естественно, мы не можем обойти и две другие важнейшие проблемы: «образовательный суверенитет» и универсальный экзамен.

Реформа образования относится к числу долгосрочных. Как показывает опыт 1991-2005 годов, когда образование в России развивалось свободно и с минимальным вмешательством государства, первые существенные результаты «мягкой реформы», сохраняющей значительную часть прошлой конструкции, появляются через 10 лет после её начала. Возможно, более радикальная реформа обеспечит результаты быстрее, через 5-7 лет. А необходимость думать и обсуждать, как именно перестроить, переорганизовать важнейшую отрасль страны, касающуюся буквально любого её гражданина, – это весьма ответственная работа.

Полную версию policy paper можно прочитать и скачать здесь.