Почему Илья Варламов не стал мэром Омска, и что было потом

Десять лет муниципальная реформа поглощала один за другим российские регионы и лишала граждан права выбирать того менеджера, который будет управлять непосредственно их территорией: городом или районом. Как ни печально, потерю права на выбор мэра почти никто из россиян не заметил.

Проблема в том, что мало кто в России в принципе понимает природу и функцию власти любого уровня. Значимость муниципальной власти будет важна и очевидна только при сочетании трёх факторов:

1) если сформируется реальный, осязаемый заказчик перемен в городе,

2) если исполнитель сформулирует чёткий месседж, как именно он сможет ответить этот запрос, и, наконец,

3) если между заказчиком и исполнителем будет возможна коллаборация.

Весной 2012 года такая ситуация почти сложилась в Омске.

Номинально – восьмой город-миллионник в стране, а в реальности обветшавший сибирский промышленный город с отрицательным демографическим балансом переживал странное состояние. За 20 лет непрерывного правления губернатора Леонида Полежаева в области совсем разучились принимать самостоятельные решения или просто прислушиваться к чьему-то мнению, отличающемуся от «генеральной линии». Именно тогда родился мем «Не пытайся покинуть Омск»: единственную возможность для хоть какого-то личного или бизнес-развития многие видели как раз в отъезде. Бытовал даже термин «Омсква», намекающий, куда именно стоит отправиться каждому омичу.

Но в декабре 2011 года начались перемены, каких не видели с начала 90-х.

Сначала мэр Омска, с которым на протяжении последних шести лет воевал губернатор Полежаев, выиграл выборы в Госдуму и ушёл в депутаты. Сменился состав горсовета, потом состав заксобрания. Ушёл друг и соратник губернатора-«храмостроителя» митрополит Феодосий. А когда и вечному Полежаеву подобрали совсем стыдную замену (начальника местного «Межрегионгаза»), он обиделся и перестал появляться на публике. Если в других местах после многочисленных митингов «За честные выборы» ветер перемен распахнул форточку, то в Омске он буквально выбил окна.

Если в других местах после многочисленных митингов «За честные выборы» ветер перемен распахнул форточку, то в Омске он буквально выбил окна

Заказчик сформировался

Омичи воспряли духом. На, казалось, выжженной почве местной общественной жизни появились молодые, заряженные энергией вчерашние студенты, мечтающие уже не уехать из родного города, а преобразовать его, сделать удобнее, умнее, комфортнее.

Именно эта молодёжь внесла сумятицу в проект «Гражданин мэр», изначально придуманный старыми омскими оппозиционерами.

Мэтры местного протестного движения придумали выдвинуть на «онлайн-праймериз» уважаемых омичей и потом поддержать победителя как «народного мэра» во время его выдвижения на настоящих выборах градоначальника. Но случилось так, что на этих праймериз победил не уважаемый омич, а московский блогер Илья Варламов. Местная молодёжь включила Варламова, который только начал «раскачивать» тему урбанистики, в лонг-лист, поделилась ссылкой на голосование с самим Варламовым в твиттере – и с большим отрывом сделала его единым кандидатом «от народа».

Исполнитель сформулировал месседж

Варламов приехал в Омск в компании столичных блогеров, назначил начальником своего штаба тогда начинающего мундепа Максима Каца, оккупировал на время пресс-конференции сначала паб, а потом кофейню и начал свою избирательную кампанию.

Омск зажил новой медийной жизнью. Штаб Варламова поселился в офисе омской IT-компании на 14 этаже «небоскрёба» возле мэрии, начинающий кандидат гулял по набережной Иртыша с 32-летним вице-спикером горсовета Алексеем Сокиным и фотографировал провалы асфальта и неровную плитку. В городских кофейнях начали собирать подписи за Варламова, и даже местные СМИ сначала отнеслись к московскому гостю очень лояльно и фиксировали каждый его шаг. Молодёжь была в восторге: на фоне остальных кандидатов в мэры (64-летнего «крепкого хозяйственника» от «Единой России», косплеющего Жириновского кандидата от ЛДПР и кандидатки от «Справедливой России» с предвыборным слоганом «Женские руки – наглаженные брюки») Варламов смотрелся человеком с другой планеты.

Варламов смог предложить заказчику в лице омской креативной молодёжи месседж о переменах. И это было не обещание «всего хорошего» против «всего плохого», это был опыт организации комфортной городской среды, который он транслировал в своём блоге про путешествия в другие страны. Ни один из кандидатов в мэры даже не мог себе представить, что избирателю может быть важен дизайн-код уличных вывесок, правильная высота газона или пандусы нужного наклона. Избиратель в лице молодых и немного сумасшедших ребят сам выбрал своего кандидата и сформулировал месседж о переменах за него.

Избиратель в лице молодых и немного сумасшедших ребят сам выбрал своего кандидата и сформулировал месседж о переменах за него

Коллаборация (не случилось)

Однако эксперимент провалился. У местных оппозиционеров не оказалось ресурсов, чтобы хотя бы как-то помочь Варламову, они разругались с Кацем, а он с ними. Редакторам городских СМИ начали звонить «сверху» и говорить прямым текстом: «Поиграли и хватит». Варламову пришлось свернуть избирательную кампанию через месяц после начала: из 10 тысяч подписей горожан в свою поддержку, которые он должен был представить в избирком, его волонтёры смогли собрать только три тысячи, и то половина при проверке оказалась «рисованной». До сих пор непонятно, был ли это намеренный вброс, чтобы подставить московского кандидата, или кто-то неудачно хотел ему помочь.

Казалось бы, грустная история о том, как у блогера, непохожего на серых партийных кандидатов, не получилось сломать стену. С 77 тысячами голосов в миллионном городе и 17%-ной явкой на выборах градоначальника победил пенсионер-единоросс.

Однако «Гражданину мэру» удалось «перезапустить» Омск.

Следующие пять-шесть лет стали едва ли не самыми бурными в развитии общественного движения в регионе. По всей России в это время «закручивались гайки», а в Омске будто этого не чувствовали. Здесь возникали площадки с публичными лекциями, многотысячные городские пикники, в кинотеатрах начали показывать авторские кино и британский театр, работали фотошколы, проводились дебаты, появлялись новые медиа про урбанистику, политику и вклад малого бизнеса в общественные проекты, возникла сеть кофеен, вокруг которой выстроилась целая субкультура локального патриотизма. Молодые люди почувствовали, что их много, у них есть общие интересы и они могут сами организовать для себя и для города ту среду, которая им нужна.

А накануне 300-летнего юбилея города, в 2016-м, эти самые ребята вступили в борьбу с «Газпромом» по совершенно поразительному поводу. Нефтегазовый гигант решил подарить Омску, в котором работает один из крупнейших его нефтезаводов, ремонт центральной исторической улицы за два миллиарда рублей, не спросив мнения жителей, как именно делать этот ремонт. В результате долгого противостояния с участием выписанных из Петербурга социологов и конфликтологов «Газпрому» и жителям Омска удалось прийти к устраивающему обе стороны проекту реконструкции исторического центра.

Омская власть начала методично разрушать всё, что было создано после 2012 года без её участия

Мэрия предпочла от всего этого процесса – как и от многих других, связанных с развитием города, – отстраниться. Вместо этого не понимающая горожанина, а значит, не чувствующая ответственности перед ним новая-старая омская власть начала методично разрушать всё, что было создано после 2012 года без её участия. Сквер, который обещали сделать «блогерским», отдали под застройку; на криво начерченных прямо на тротуаре велодорожках столкнули велосипедистов и пешеходов. Отменялись выставки и концерты. Площадку для креативного городского пикника, куда летом приходили десятки тысяч гостей, заперли на замок и отдали спортсменам-патриотам. Запретили общественный ледовый каток в Омской крепости. Апогеем борьбы омской мэрии против всего живого стало похищение чиновниками лавочек, которые десятки горожан своими руками мастерили для открытия общественного летнего кинотеатра. Чиновники открыто заявляли: мол, эти лавочки пригодятся в другом месте.

В результате целенаправленной (осознанной ли?) политики городской власти, не понявшей и не простившей омской молодёжи той смелой кампании 2012 года, Омск сегодня входит в тройку российских городов по миграционной убыли населения. Креативные проекты свёрнуты. Кажется, в городе не осталось никого, кто встречал десять лет назад Варламова. Теперь, возможно, их не осталось и в стране.

Ошибка Кремля, задавшего курс на отмену выборов мэров, и тех, кто поддержал эту политику на местах, заключается в непонимании того, что власть не может быть сама по себе – если, конечно, она хочет работать эффективно. Идея (о возможности создания удобной жизни в городе) и продукт (комфортный город) рождаются только в коллаборации горожан, умеющих сформулировать запрос, и исполнителя, который может предложить своё видение для достижения поставленной ему цели. Одно без другого, как показал омский, а теперь и российский опыт, не работает.

Автор – медиаисследователь, автор телеграм-канала о локальных медиа «Местами».