Россия сегодня чудовищно далека от идеалов европейской демократии. Но если ей суждено повторить путь к демократической европейской стране, реформа спецслужб должна стать одним из важных шагов на этом пути. Новая policy paper предлагает обратиться к успешному опыту реформирования спецслужб в трёх европейских странах.
Полезно обозначить главные составляющие процесса реформ – гражданский контроль и люстрацию – и привести успешные кейсы реформ спецслужб в посткоммунистических странах Центральной Европы (ГДР, Польше, Чехословакии). Но прежде всего не лишним будет вспомнить, что фундамент каждой демократии базируется на праве всех без исключения граждан принимать непосредственное участие в управлении своей страной, участвовать в процессе формирования ее органов власти. Сфера государственной безопасности и спецслужб не должна оставаться в стороне от этого контроля.
Как поставить спецслужбы под контроль гражданского общества, чтобы это не отразилось негативным образом на эффективности их деятельности и безопасности страны? Для России, где ключевые фигуры власти – это выходцы из спецслужб, что делает её политический режим во многом уникальным, задача организации контроля гражданского общества над работой спецслужб представляет особенную сложность.
Продуктивная реформа российских спецслужб должна включать в себя три аспекта: чёткое и «закрытое» в своей формулировке определение цели «безопасности страны», уже упомянутые механизмы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью спецслужб и принцип обязательной сменяемости для её руководителей. Предшествовать всему перечисленному должен процесс люстрации – очищения от старых кадров, навсегда деформированных работой, не имеющей никакого отношения к целям безопасности страны и состоявшей прежде всего в преследовании собственных граждан по политическим мотивам.
Важный шаг – сокращение числа сотрудников Федеральной службы безопасности (или той специальной службы, которая придет ей на смену) до некоего оптимального количества. Сейчас, согласно оценкам независимых экспертов, в ФСБ, включая пограничную службу, числится примерно 200 тыс. человек. По числу спецслужбистов на 100 тыс. жителей страны Россия делит первое место с Северной Кореей (136 и 194 сотрудника соответственно, в США 27, в Китае 20).
Рассмотрим три успешных кейса реформирования европейских спецслужб после демократизации политической жизни: немецкий, польский, чешский.
Полную версию policy paper в pdf можно изучить и скачать здесь.
Это третья публикация по итогам образовательной программы «Демократические реформы: чешский опыт в российском контексте». Четырёхдневная программа прошла в Праге в марте 2022 года при поддержке Академического центра Бориса Немцова в аудиториях философского факультета Карлова университета. По итогам участники сформулировали тезисы к проектам реформ, наиболее актуальных в ситуации возможных политических изменений в России.