Кирилл Шамиев рассказывает, как экспериментальный подход к реформам принесет России динамичное развитие. Статья является частью цикла «Реформы», подготовленного изданием Riddle совместно с проектом «Рефорум». Мы публикуем основные тезисы, полная версия здесь.
- Экспериментальный подход к реализации изменений подразумевает одновременное проведение реформ на местном уровне в нескольких муниципальных образованиях/регионах России. Затем результаты экспериментов оцениваются и масштабируются на всю страну. Территориальные единицы при поддержке федерального центра смогут стать «лабораторией» изменений.
- Такой подход к реформированию позволяет сделать реформы более инклюзивными и эффективными и предотвращает появление незапланированных негативных последствий – с ним можно относительно недорого и быстро выявить проблемы в исходном плане действий, отметить влияние местных особенностей и подготовить группу консультантов для последующего распространения реформы.
- Создание экспериментальных изменений должно происходить либо по информирующей заявке территориальной единицы в сфере своих полномочий, либо по инициативе Москвы в сфере федерального регулирования или с одобрением местных органов власти, если инициатива касается полномочий последних. Это позволит сохранить баланс федеральных отношений, не ограничивая возможности регионов и центра по организации регулятивных инноваций.
- Не все регионы и органы власти будут обладать достаточными знаниями и ресурсами для организации экспериментов. Поэтому федеральный центр должен поддерживать «лаборатории» финансовыми и человеческими ресурсами (консультантами, независимыми оценщиками результативности изменений и т.д.).
- Результаты качественного эксперимента тяжело оспорить. Поэтому итоговое решение по поводу распространения реформы на всю страну должно приниматься публично по результатам обсуждения результатов из регионов.
- Реализация экспериментов будет сопровождаться вынужденной децентрализацией власти в России. Передавать фискальные, административные и политические полномочия придётся не на уровень регионов, размер которых сопоставим со странами ЕС, а на уровень местного самоуправления. Это должно сопровождаться созданием политической подотчетности местных руководителей местным жителям.
- Организаторы наиболее успешных экспериментальных проектов получат возможность перебраться из государственной службы на политические позиции. Меритократичные лидеры не появятся из воздуха, им потребуется время, чтобы показать себя в новых условиях. И такой школой для них может стать реализация экспериментальных реформ в новой России.
Автор – аспирант Центрально-Европейского университета, младший научный сотрудник Центра сравнительных исследований власти и управления НИУ ВШЭ.