В начале июля на площадке проекта «Рефорум» прошла презентация доклада «70 шагов против коррупции» за авторством команды «Трансперенси Интернешнл – Россия» (признана Минюстом инагентом). Как редактор документа, хотел бы прокомментировать замечания и предложения, прозвучавшие на этом мероприятии.
В последние годы мы привыкли, что любое содержательное обсуждение антикоррупционной политики проходит преимущественно на государственных площадках – всевозможные экспертные советы Госдумы, провластные форумы, журналы и так далее.
Вне пределов кремлёвской орбиты дискуссии преимущественно сводились к призыву всех посадить и всё отобрать. Есть и приятные исключения: например, Центр антикоррупционной политики «Яблока» неизменно вставляет тщательно проработанные тезисы о повышении прозрачности и неподкупности власти в политические программы партии. Из последних стоит вспомнить программы на выборы в Мосгордуму и президента России, из которых мы использовали тезисы о необходимости обязательных проверок на незаконное обогащение по запросам НКО и партий, а также требование проводить закупки партий через открытый портал и публиковать их финотчёты в машиночитаемой форме.
Война с коррупцией, столь популярная среди избирателей, едва ли даст такие же результаты, как менее жёсткое, зато более системное устранение её причин
И всё же примеров подобной содержательной внекремлёвской дискуссии очень мало. При этом война с коррупцией, столь популярная среди избирателей, едва ли даст такие же результаты, как менее жёсткое, зато более системное устранение её причин.
Многие спикеры подвергли доклад конструктивной критике, что очень здорово. Хотел бы ответить на некоторые из прозвучавших критических замечаний:
- «Не доказана эффективность специальных антикоррупционных агентств»: действительно существует исследование, говорящее, что создание специальных антикоррупционных органов не оказывает значимого влияния на уровень коррупции. На самом деле мы знаем как успешные кейсы с такими службами, так и не очень.
Обычно говорят, что США сумели заметно снизить уровень коррупции без всяких антикоррупционных бюро. Здесь всё же следует отметить, что США – страна с 250-летней историей сильных, развитых демократических институтов, и сравнивать с более слабыми в этом плане странами просто некорректно. К тому же, например, ФБР, которое расследует громкие кейсы коррупции, появилось лишь в 1913 г. и изначально не считалось подверженным коррупции органом. Поэтому просто отвергать идею создания антикоррупционных органов в ситуации разваленных государственных институтов не стоит.
- «Не нужно вознаграждать заявителей о коррупции, у них появляется личная заинтересованность»: любопытно, что США, не имея специального антикоррупционного органа, как раз очень активно используют метод выплаты огромных сумм заявителям о коррупции. Когда человек заинтересован сообщать о коррупции лишь из-за денег, хорошего в этом мало. Но если информация правдива – почему бы за неё не заплатить? Тут вопрос скорее в стандартах доказывания по подобным сообщениям
- «Слишком сильно предлагается сузить полномочия госорганов на госзакупках»: к сожалению, в текущей ситуации последовательно уничтоженного общественного контроля за закупками уменьшение дискреции в антикоррупционных правилах действительно может помочь снизить уровень коррупции, но в долгосрочном периоде оно губительно для системы госзакупок. Безусловно, с повышением уровня прозрачности власти формальные требования нужно будет ослаблять. Сейчас российский закон о госзакупках – самый строгий в Европе.
Важность состоявшегося обсуждения в том, что оно показывает: даже в такое мрачное время среди экспертного сообщества существует понимание необходимости системной борьбы с коррупцией, устранения её причин. Самое страшное, если бы возобладало мнение об отсутствии необходимости каких-либо реформ: мол, главное – наличие политической воли на посадки и конфискации.
Мы знаем слишком много примеров, когда замена «плохих» людей на «хороших» при прочих неизменных приводила к катастрофическим результатам
Очень надеюсь, что когда политический климат в России изменится и изложенные в докладе реформы станут возможны, мы не наступим на эти популистские грабли. Поэтому важно и в будущем проводить подобные встречи, чтобы продолжать обсуждать пути реальных, системных антикоррупционных реформ.
Мы знаем слишком много примеров, когда замена «плохих» людей на «хороших» при прочих неизменных приводила к катастрофическим результатам для страны.