Достаточно ли реальной демократии для улучшения ситуации в стране? Отвечает политолог Владимир Гельман в рамках второго совместного материала проекта «Рефорум» и Riddle. Полный текст доступен по ссылке, мы традиционно публикуем выжимку.
Продвигаемые российским правительством и отдельными ведомствами полезные меры, комплекс которых можно обозначить как 3D – дерегулирование, дигитализация (цифровизация) и децентрализация, – служат в лучшем случае субститутами реальных реформ. Технократы порой позволяют не допустить явного ухудшения ситуации в стране, но их возможности качественно улучшить государственное управление в условиях российского авторитаризма явно ограничены.
Что нового в государственное управление позволит принести решение 4D, связанное с политической демократизацией, свободными выборами и независимыми СМИ? Не произойдет ли в результате смены режима в России замена одних «жуликов и воров» на других, притом что принципы «недостойного правления» останутся неизменными?
Проведение систематических реформ государственного управления в условиях демократизации почти неизбежно столкнётся с очень высокими издержками. О таком варианте развития событий для России можно судить, глядя на соседнюю Украину: хотя политический режим в Украине является электоральной демократией, прогресс страны в части качества государственного управления оказался весьма скромным. Высокая преемственность прежних элит и их неформальных сетей и слабость внутриполитического давления со стороны ориентированной на проведение реформ общественности сделали невозможным кардинальное обновление государственного аппарата и проведение масштабных преобразований.
Хотя политический режим в Украине является электоральной демократией, прогресс страны в части качества государственного управления оказался весьма скромным
Иными словами, хотя демократизация и является необходимым условием ограничения «недостойного правления», как таковая она не создает достаточных условий для такого ограничения.
Но есть и хорошие новости. За последние десятилетия в России сформировалось весьма квалифицированное экспертное сообщество, способное предложить конкретные и вполне продуманные меры, направленные на реформирование многих сфер управления государством и проведение эффективного политического курса в различных секторах.
Вопреки расхожим стереотипам, качество российского государственного аппарата во многих ведомствах отнюдь не безнадёжно: есть немало грамотных технократов, способных и готовых проводить необходимые реформы.
Вопреки расхожим стереотипам, качество российского государственного аппарата во многих ведомствах отнюдь не безнадёжно
Однако если демократизация страны, а вместе с ней и реформы государства окажутся отложены на долгие десятилетия, будучи подменены субститутами, то этот потенциал окажется растрачен впустую. А «недостойное правление» окажется настолько необратимым, что в какой-то момент Россия может столкнуться с тем, с чем столкнулся на излёте перестройки Советский Союз: существовавшее государство оказалось невозможно в принципе изменить к лучшему – можно было лишь уничтожить.
Автор – профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и университета Хельсинки.