Как помочь малому бизнесу

В США доля МСП – малого и среднего предпринимательства – составляет 53% ВВП, во многих странах ЕС она выше 60% ВВП, в России же 22% с тенденцией к сокращению. Что не так с российским малым бизнесом и как ему помочь? Обсуждаем в первой публикации из цикла «Реформы», подготовленного совместно с изданием Riddle. Полный текст статьи Георгия Бовта можно прочесть здесь, «Рефорум» предлагает краткую выжимку.
  • 41% малых и средних предприятий в России работают в области торговли. Обрабатывающие производства в структуре МСП занимают не более 7%. Это «быстрый» бизнес: ларёк сегодня есть, завтра уже нет.
  • Российский МСП живет в условиях быстро и подчас непредсказуемо меняющегося правового регулирования: постоянно принимаются меры во имя ужесточения контроля над объёмом продаж буквально каждого предпринимателя.
  • Несмотря на господдержку, за последние три года количество малых предприятий, включая ИП, фактически не росло. При этом по планам правительства доля МСП в ВВП страны должна достигнуть к 2030 году 40%, то есть практически удвоиться, а число занятых в этом секторе увеличиться на почти 6 млн человек.
  • Для поддержки МСП в 2015 году была создана специальная госкорпорация – Корпорация МСП. Она задумывалась как аналог американской Small Business Administration, которая имеет свои подразделения в каждом штате и во многих крупных городах. У российской Корпорации таких региональных структур нет: она работает только на общефедеральном уровне и не обладает подробной специфической информацией о состоянии дел с МСП на местах. Хотя малый бизнес – это прежде всего локальная история.
  • В 2014–2020 гг. государство выдало МСП гарантии на 327 млрд руб. Однако за эти деньги было создано всего 29 тысяч рабочих мест. Счётная палата пришла к выводу, что Корпорация МС оказала лишь незначительное влияние на развитие МСП. Зато средняя месячная зарплата работников (без учёта членов правления) составила около 380 тысяч рублей.
  • Самый значимый источник финансирования малого бизнеса – средства, полученные от родных или друзей предпринимателя: в 2020 г. так финансировалось 27% МСП. Российские банки не любят связываться с мелким бизнесом.
  • Предложения по реформированию политики в отношении МСП можно разделить на две большие группы. Первая – меры технократического порядка, которые не потребуют существенных реформ. Вторая группа «завязана» на комплексное реформирование общественно-политического пространства.
  • В первую группу входит в первую очередь снижение налоговой и общей финансовой нагрузки, размера штрафов, ограничение темпа роста тарифов и имущественных налогов уровнем инфляции, введение льготного налогового режима для отраслей с большой долей МСП. Нужна качественно новая программа финансовой и кредитной поддержки, особенно в части инвестиционных кредитов.
  • Можно предложить увеличить минимальную долю МСП в системе госзакупок при жёстком мониторинге отсутствия аффилированности участников торгов с крупными компаниями. Сократить излишнее бюрократическое регламентирование, создающее поводы для всевозможных проверок и штрафов, либерализовать правила по торговле подакцизными товарами (сейчас есть ограничения по минимальной площади), разрешить онлайн-торговлю и облегчить доступ МСП к услугам цифровых платформ (например, применять, как в некоторых регионах, субсидирование комиссии по выводу продукции МСП на электронные площадки).
  • Из мер более общего – институционального – порядка в первую очередь назовём судебную реформу, в том числе в плане защиты прав собственников. Кардинальное же улучшение инвестиционного климата (в том числе для МСП) невозможно без установления гражданского контроля за действиями разросшейся в последние два десятилетия «силовой корпорации».
  • Занятие предпринимательством должно быть реабилитировано в глазах обывателей, очищено от подозрений, укоренившихся в советское время.
  • На региональном уровне в рамках курсов переподготовки (в том числе для безработных) следует проводить тренинги по предпринимательству. Центры занятости могут и должны принимать участие в организации малого бизнеса, в том числе в формате «одного окна», помогая регистрации и даже поиску первоначального капитала. Следует ввести правило, что никакие постановления и законы, касающиеся предпринимательского сообщества, не могут приниматься без предварительного обсуждения с его представителями, в первую очередь с профильными саморегулирующимися организациями.

Автор – политолог, журналист, в 2007–2011 гг. сопредседатель партии «Правое дело»