Сохранением объектов культурного наследия занимаются преимущественно активисты, а не государство. Почему сегодня, когда патриотизм в моде, так слаб интерес к культуре собственной страны?
Одновременное закрытие внешних границ и ослабление режима самоизоляции в России поставило вопрос о развитии внутреннего туризма и необходимости поддержки туристических организаций. Ростуризм снял целую серию промо-роликов о российских городах – «Следующие выходные в…». Концепция такова: город приглашает познакомиться поближе, если название города мужского рода (например, Нижний Новгород) – голос мужской, если женского (Казань, Тула) – женский. Сейчас люди, соскучившиеся по путешествиям, наверняка будут смотреть такие ролики с особым интересом. Но вдохновит ли это промо на путешествие по России?
Женский и мужской голоса в роликах звучат подчеркнуто соблазнительно, словно город настойчиво приглашает на свидание «с продолжением». Это плохо и нечестно и по отношению к людям, и по отношению к историческому наследию.
В 2020 году использовать прием сексуальной объективации недопустимо. Позиционировать прекрасные российские города – Казань, Тулу, Ярославль, Калугу – как объекты сексуального желания значит обесценивать труд активистов и НКО, музеев, гидов. Всех тех, кто действительно создает условия для того, чтоб путешествовать по России было интересно (отдельно отмечу, что по данным исследования фонда «Крохино», больше половины активистов по сохранению исторического наследия – женщины).
В новой серии роликов нет ничего, что вывело бы из зоны невидимости культурное наследие и подчеркнуло красоту и индивидуальность городов. Вместо этого местные администрации демонстрируют прежде всего городские инновации и урбанистические пространства, которые примерно одинаковы что в Казани, что в Туле. Сексуализация, по мнению создателей роликов, – единственный способ хоть как-то привлечь внимание к этим одинаковым городам.
Судя по всему, авторы вдохновлялись скандальной кампанией в поддержку мэра Москвы Сергея Собянина «Любовница Собянина рассказала о дорогих подарках. 16+». Под «любовницей» мэра имеется в виду Москва. А «дорогие подарки» – это бюджет, потраченный на МЦК, программу «Моя улица» и другие столичные проекты.
По данным некоторых источников, в 2019 году на развитие проекта Russia Travel Ростуризмом был объявлен тендер на 46 млн руб. В рекламе, созданной на эти деньги, использован неэтичный прием – но это полбеды. Главное же, что культурное наследие, главная «фишка» исторических городов, осталось за кадром.
Задача сохранить культурное наследие ежегодно ставится на уровне главы государства и правительства Российской Федерации; она даже, пусть и крайне расплывчато, закреплена в новых поправках в Конституцию. При этом, по данным Министерства культуры РФ, с 2016 по 2018 год всего 10% бюджета министерства расходовалось на сохранение культурного наследия, а доля реставрируемых объектов составила менее 5%, то есть отреставрировали примерно 7 из 170 тысяч нуждающихся в реставрации памятников и зданий.
Эксперты Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры отмечают, что ежегодно в стране гибнет около 200 памятников культуры; большая часть утрат приходится на малые города и сельские поселения.
И это только те объекты, которые имеют официальный охранный статус. Очевидно, что цифры по значимым, но по какой-то причине не включенным в перечень объектов культурного наследия памятников гораздо выше.
При текущем объеме бюджетного финансирования потребуется около 300 лет, чтобы отреставрировать все объекты культурного наследия – за это время больше половины из них успеет разрушиться. Значительное число объектов культурного наследия требует срочных консервационных работ, и эта работа часто выполняется НКО и гражданскими активистами при минимальном участии государства. По сути, волонтёры и простые граждане берут на себя часть государственных функций – и парадигма сохранения культурного наследия меняется от «государство должно» до «справитесь своими силами».
Специалисты фонда «Крохино» провели исследование и выделили основные сложности работы активистов в сфере наследия. Отсутствие стабильного финансирования оказалось одной из важнейших проблем: 84% опрошенных из 82 регионов страны отметили, что недостаток финансирования существенно влияет как на качество работ по сохранению, так и на возможности выстраивания долгосрочных стратегий проектов и их продвижение. Активисты в основном опираются на собственные ресурсы и на пожертвования.
Труд и финансовые вложения активистов часто остаются в тени из-за минимального внимания СМИ – эта тема просто отсутствует в повестке дня россиян. Недостаток внимания СМИ к проблеме отметили 68% опрошенных. Соотечественники по-прежнему предпочитают восторгаться красотами Европы (где в достаточной степени развиты программы по сохранению наследия и внутреннего туризма), а не выискивать бриллианты на просторах собственной страны. Вместе с тем исследование команды ВЦИОМ показывает, что людям интересно читать про культурное наследие собственной страны – но про него не пишут. Низкая заинтересованность крупных СМИ в теме вполне объяснима общим невниманием государства и к проблеме наследия, и к деятельности активистов: в нацпроекте «Культура» тематика культурного наследия отсутствует почти полностью, и эксперты в открытом письме просят министра Ольгу Любимову обратить внимание на ситуацию. Культурный активизм и сама сфера сохранения наследия не на словах, а на деле в России сегодня маргинальны.
Хочу отметить, что даже без государственного финансирования и поддержки люди и общество делают впечатляющие вещи. Многие проекты, созданные активистами лишь потому, что они не могли пройти мимо, сегодня стали неформальными символами своих городов и регионов.
Терем в Асташово под Костромой, отреставрированный за счет частных средств бизнесмена и активиста Андрея Павличенкова, на днях был включён Студией Лебедева в новый логотип Костромы. Проект Юлии Тереховой «Дом со львом» в Поповке Саратовской области способствовал попаданию региона в рейтинг малых городов России Forbes. «Дом с характером» семьи Дмитрия Володина – новый культурный центр Елатьмы в Рязанской области. Незатопленный при строительстве Волго-Балта и восстанавливаемый стараниями Анор Тукаевой храм-маяк в Крохино в Вологодской области привлекает в регион туристов и волонтёров.
Чтобы достичь таких результатов – которые, к сожалению, не гарантируют стабильного развития проектов в будущем, – активисты потратили более 10 лет жизни и тонны ресурсов, переживают выгорание от постоянной борьбы, заработали проблемы со здоровьем. Так быть не должно. Забота о культурном наследии страны – это и есть настоящий патриотизм, и нужно, чтобы это понимание стало общим.
Инициаторы проектов по сохранению наследия и активисты должны получать общественную и государственную поддержку. Чем больше станет тех, кто хочет помочь, кто не проходит мимо, тем больше объектов культурного наследия мы сможем взять с собой в будущее.
Автор – исследователь, координатор проекта «ПроНаследие».