Образование

Право на образование закреплено Европейской конвенцией о защите прав человека и многочисленными национальными актами. В большинстве цивилизованных стран мира право на доступное образование является правом всех граждан государства.

Необходимость реформы образования, как и реформы других сфер, в начале 80-х годов была продиктована выходом из долгого периода так называемого «брежневского застоя». Декларируемые в течение многих лет идеологические постулаты сталкивались с реалиями, в которых приходилось жить советским людям. Массовая урбанизация, повышение реального престижа «интеллигентских» профессий, приход в экономику нового поколения, не знавшего войны и форсированной индустриализации – всё это заставляло дать новую оценку целям и задачам общественных институтов, в том числе образования.

На протяжении долгого времени – фактически с 1991 года (и даже раньше) – российская образовательная система выстраивала тесные отношения с международными образовательными институциями, российские учёные могли работать с зарубежными коллегами, а российские студенты – продолжать обучение в вузах других стран. Однако в последние несколько лет государство стало сокращать возможности для такого сотрудничества. Отдельной проблемой последних лет стало вторжение в светское образование, в том числе высшее, религиозных институтов – прежде всего Русской православной церкви.

Результатом политизации образования стало заявление о выходе России из международных образовательных программ и анонсирование создания собственной образовательной системы в 2022 году.

История образовательных реформ в России

5 января 1984 г.

На обсуждение советской общественности вынесен проект образовательной реформы

В течение трёх месяцев после публикации проекта в «Учительской газете» проходило его публичное обсуждение. На словах педагоги во время учительских собраний поддерживали реформу, но в реальности зачастую скептически относились к предложениям партии и правительства.

Реформа предполагала повышение престижа профессии учителя и качества профессиональной подготовки педагогов, а также качества обучения в целом. Проект вводил трёхступенчатую модель образования: начальное (1-4 классы), неполное среднее (5-9 классы) и среднее общее (10-11 классы).

До реформы не было чёткого разделения этапов обучения по целям и задачам. В 1984 году впервые было сформулировано, зачем школьнику продолжать обучение после 8 или 9 класса. Каждой ступени были присвоены свои сугубо функциональные задачи: начальное звено – обучение базовым знаниями и навыкам, среднее звено – обучение техническим навыкам, которые будут востребованы в традиционной экономике, старшее звено – расширенное обучение с акцентом на новые знания и навыки, в том числе научные. Эта идея получила развитие в последующих проектах конца 80-х – начала 90-х годов. Именно с этого времени «полное среднее образование», то есть до 10-11 класса, стало котироваться выше обычного «среднего».

В проекте предусматривалась ориентация образования на тесную связь с последующей жизнью учащихся. Например, расширялась роль производственных предприятий в жизни школ – не только на уровне «уроков труда» на базе реального производства, но и в качестве шефской помощи образовательным учреждениям. Явно прописывалась задача обучить школьников основам хозяйственно-экономической деятельности.

Декабрь 1988 г.

Всесоюзный съезд работников образования утвердил концепцию развития образования СССР

Основными принципами концепции реформ названы демократизация, плюрализм и вариативность, гуманизация образования, его непрерывность. Параллельно предлагалось дать максимальную свободу вузам. Фактически эта реформа заложила основы советско-российской системы образования, которые сохраняются до сих пор даже после многочисленных реформ.

Персона

Эдуард Днепров

Министр образования РСФСР в 1990-1992 годах, автор первой реформы образования в новой России.

Будучи военнослужащим ВМФ СССР, в 1961 году написал письмо Никите Хрущёву с предложением провести демократические реформы. В результате Днепрова исключили из КПСС, понизили в звании и перевели на сухопутную базу. В 1967 году он защитил кандидатскую диссертацию по истории, предварительно отучившись в Ленинградском государственном университете.

После увольнения Днепров работал в системе образования, будучи её исследователем и критиком. Он выступил против проекта реформы 1984 года и во время перестройки стал заметным участником общественного движения, требовавшего демократизации образования, написал статью «Верю в учителя» в газету «Правда», которая запустила дискуссию об образовании в обществе. Его привлекли к подготовке материалов для выступления по вопросам реформы образования секретаря ЦК КПСС Егора Лигачёва в 1988 году.

Тогда же Днепров возглавил рабочую группу по созданию нового проекта школьной реформы. Концепция 1988 года, разработанная его командой, легла в основу реформы, которую он начал в 1990 году, став министром образования. Закон «Об образовании» 1992 года называют «законом Днепрова» – именно он его разрабатывал и продвигал.

После отставки в 1992 году Днепров продолжил заниматься проблемами реформы образования. При его участии были разработаны стратегии и концепции, которые легли в основу дальнейших изменений системы образования.

10 июля 1992 г.

В новой России принят закон «Об образовании». ЮНЕСКО признал его одним из самых прогрессивных и демократических законодательных актов XX века

Закон гарантирует бесплатное среднее образование для всех граждан и заявляет, что образовательные программы нужно адаптировать к уровню подготовки и особенностям развития конкретных обучающихся. Школы получили самостоятельность в выборе программ, учебников и системы оценок. Закон обозначил, что государство должно помогать талантливым ученикам, в том числе в продолжении обучения за границей.

Министром образования становится ректор Свердловского инженерно-педагогического института Евгений Ткаченко. Перед назначением он в числе делегации ректоров и начальников региональных управлений образования посетил США, чтобы познакомиться с американским опытом организации системы образования.

Ткаченко провёл три главные образовательные реформы, направленные на демократизацию образования и уход от советских традиций.

Во-первых, была проведена демонополизация рынка учебников. Помимо единственного издательства учебников – «Просвещение» – при поддержке министерства образования было создано несколько новых издательств, в том числе «Дрофа». Это позволило создать условия, когда учителя могли сами диктовать издателям «заказ», ориентируясь на реальные потребности школы и учебной программы, которую они выбрали.

Во-вторых, был создан базисный учебный план, разделённый на федеральную, региональную и школьную части. Это позволяло одновременно сохранить единую образовательную систему по всей стране, учесть региональную и национальную специфику и при этом оставить школам свободу в выборе программ и дополнительных предметов.

Наконец, в-третьих, в начале 1990-х в России появилось частное образование и в среднем, и в высшем звене. Частные школы помогли «разгрузить» государственные школы и одновременно показывали пример отработки новых методик. При этом ослабление государственного контроля за частными вузами фактически девальвировало значение высшего образования в России: к 2000-м годам появилось не менее 4 тысяч высших учебных заведений (в СССР их было 900), а количество студентов вузов увеличилось до 6 млн человек (в СССР было 2,5 млн).

1997 г.

Под руководством министра образования Владимира Кинелева создана концепция реформы системы российского образования

Реформы 1987-1989 годов открыто назывались «подготовительным этапом реформы» и заключались, по мнению авторов, в формировании новой философии образования.

Этап 1990-1992 года в концепции назывался «запуском реформ», основными характеристиками его были слом тоталитарной системы, децентрализация и деунификация школы, законодательное закрепление идеологических основ реформы и раскрепощение школы, вуза и педагога.

Цели нового этапа авторы проекта обозначали глобальные: готовность России к вызовам XXI века, достижение национального единства, экономический подъём страны и личное участие каждого гражданина в общественной жизни. В качестве проблем выделялись и отставание образовательных процессов от политических, и несоответствие сложившихся социальных традиций вызовам времени, и несоответствие организационной структуры образования экономическим требованиям.

Этот проект реформ получил альтернативу в виде концепции организационно-экономической реформы российского образования. Его авторами стали общественные деятели и преподаватели экономисты Ярослав Кузьминов, Татьяна Клячко и Михаил Дмитриев, психолог Александр Асмолов и физик, депутат Государственной думы Александр Тихонов. Они высказывали предложения дать больше самостоятельности учебным заведениям, в том числе в поиске финансирования, одновременно увеличить государственное финансирование образования.

Один из авторов официальной стратегии реформирования образования, бывший в 1990-1992 годах министром образования Эдуард Днепров позже резко критиковал реформу и даже называл её «политической авантюрой» за игнорирование реальной экономической ситуации в стране и отсутствие диалога с общественностью.

4 октября 2000 г.

Принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года

Основные положения доктрины – обеспечение преемственности образовательных ступеней, постоянное обновление технологий обучения, внедрение методов дистанционного образования, академическая мобильность, систематизация работы с одаренными учащимися, экологическое воспитание, патриотическое воспитание. Доктрина провозглашала интеграцию науки и образования, а также производства.

Одной из задач государства доктрина определяет развитие самоорганизации учащихся и формирование гражданской культуры среди молодёжи.

2001 г.

Начинается эксперимент по введению Единого госэкзамена (ЕГЭ)

ЕГЭ задумывался в качестве объективной системы проверки знаний выпускников школы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам, физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике.

2003 г.

Россия присоединяется к Болонскому процессу

Введение ЕГЭ и интеграция России в Болонский процесс, по сути, были параллельными проектами в области образования. Уэтих проектов была одна цель – уравнять шансы абитуриентов на поступление в вуз и получение качественного высшего образования.

Система образования в рамках Болонского процесса должна быть основана на двух основных циклах: бакалавриате и магистратуре. Доступ поступательный, то есть для поступления в магистратуру требуется успешное завершение бакалавриата. Его продолжительность – не менее трех лет. Присуждаемая степень должна соответствовать европейскому рынку труда и определённому уровню квалификации. Вторая ступень ведет к получению степени магистра или (в более редких случаях) доктора.

По задумке авторов проекта, это дало мощный импульс модернизации высшего образования и возможность российским вузам участвовать в программах международного сотрудничества, а российским студентам и преподавателям российских вузов – участвовать в программах академического обмена с университетами Европы. Взаимное признание дипломов о высшем образовании странами-участницами Болонского процесса повышало мобильность студентов, научных работников и специалистов.

7 мая 2008 г.

Президент Дмитрий Медведев подписал указ «О федеральных университетах». Этот документ закреплял результаты эксперимента по укрупнению вузов в некоторых регионах

В частности, с 2006 года в Красноярске работал Сибирский федеральный университет, объединивший четыре крупных местных вузов. С того же года в Ростове-на-Дону путём объединения четырёх крупных региональных вузов был образован Южный федеральный университет.

В 2009 году президент Медведев новым указом учредил федеральные университеты в Архангельске (Арктический), Казани (Приволжский), Екатеринбурге (Уральский), Владивостоке (Дальневосточный) и Якутске (Северо-Восточный). В 2010 году федеральные вузы появился в Калининграде (Балтийский) и Ставрополе (Северо-Кавказский). В 2014 году в Симферополе (Крым) был открыт Крымский федеральный университет.

6 октября 2009 г.

Школы начинают работать по новым ФГОС – федеральным образовательным стандартам

Стандарты определяют структуру программ обучения, условия их реализации и обязательные образовательные результаты. В новых положениях установлены два уровня образовательных результатов, обязательный и повышенный, который зависит от уровня способностей и мотивации самого ученика.

ФГОСы пока ещё предусматривают многообразие учебных программ, то есть фактически предоставляют школам выбор, но в работе образовательных учреждений уже рекомендуется уделять особое внимание патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

29 декабря 2012 г.

Новый федеральный закон «Об образовании» устанавливает единые образовательные стандарты на всей территории России и государственные гарантии качества образования

Собственные образовательные программы, согласно закону, имеют право разрабатывать лишь федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также МГУ и СПбГУ.

Статья 29 нового закона вводит обязательное требование о создании сайта образовательного учреждения, на котором, согласно принципам информационной открытости, должны публиковаться сведения о работе учреждения.

Новый закон также учитывал все аспекты административно-хозяйственной деятельности учебных заведений: порядок выплаты стипендий (статьи 34 и 36), пользование учебниками (статья 35), организация питания (статья 37), одежда обучающихся (статья 38, за учебными заведениями закрепляется право введения формы одежды), порядок размещения в общежитиях (статья 39), транспортное обеспечение подвоза учащихся к учебному заведения (статья 40).

Статья 104 закона вводила понятие «образовательного кредита» (хотя сами банковские кредиты на образование выдавались с 2000 года). Но теперь условия предоставления образовательного кредита банковскими структурами должны были определяться правительством РФ.

Наконец, новый закон 2012 года отменял (см. статью 110) до сих пор действовавшие в России положения об образовании советских времен (начиная с закона РСФСР «О народном образовании» от 1974 года и последующие акты, вносившие в него изменения).

24 декабря 2014 г.

Создаётся образовательный центр «Сириус», ориентированный на поддержку одарённых детей

Фактически это эксперимент по созданию отдельного образовательного учреждения, со своей отдельной территорией постоянного проживания, своей программой обучения. Проект планировалось перевести на частное обеспечение, однако он до сих пор финансируется из государственного бюджета.

5 апреля 2018 г.

Эксперты НИУ ВШЭ и Центра стратегических разработок представляют свой проект реформы образования в России

Одна из главных идей разработчиков (в первую очередь это Ярослав Кузьминов и Алексей Кудрин) – многократное увеличение финансирования образования в России.

Авторы доклада представляют 12 решений в рамках реформы. Это поддержка раннего развития (работа с маленькими детьми с помощью специалистов); цифровизация и самого процесса обучения, и переподготовки учителей; модернизация школ как хозяйственных объектов, в том числе обеспечение их интернет-связью и обновление дизайна помещений; программа поддержки для школ, которые работают в сложных социально-экономических условиях; полное обновление технологического образования в школах; создание как минимум 40 межрегиональных образовательных центров для одарённых детей по модели «Сириуса»; запуск системы непрерывного образования; превращение вузов в центры инноваций в регионах; создание на базе лучших вузов крупных международных научных программ; дружественные миграционные процедуры для иностранных вузов и студентов; обновление методик обучения для повышения самостоятельности школьников; переподготовка педагогов.

Персона

Ярослав Кузьминов

Основатель, первый ректор, научный руководитель НИУ ВШЭ. Родился в номенклатурной семье советского профессора экономики. В 1979 году окончил МГУ, в 1985 защитил кандидатскую, преподавал на экономическом факультете МГУ. Своими публикациями фактически заложил основу институциональной традиции в российской экономической мысли.

Он был одним автором проекта реформы госаппарата «Тезисы о коррупции» (1999), подготовил доклад об административной реформе (2000), участвовал в создании программ социально-экономического развития России «Стратегия-2010» (по заказу Германа Грефа) и «Стретегия-2020» (с Владимиром Мау), был автором идеи открытого правительства.

В 1992 году вместе с министром экономики Евгением Ясиным придумал и открыл вуз нового образца – Высшую школу экономики, которую возглавлял до 2021 года. Кузьминов на этой должности был сторонником постоянного развития. Помимо экономистов, во ВШЭ готовили психологов, социологов, журналистов, юристов, политологов. Кузьминов культивировал в преподавателях и студентах повышенную требовательность друг к другу, создал научно-учебные лаборатории, в которых аспиранты, студенты и преподаватели могли вести реальные проекты. С 2000-х годов Кузьминов реализовал во ВШЭ программу исследовательского университета.

«Вышка» долгое время была примером для других вузов в части организации учебного процесса и имела имидж учебного заведения с либеральным отношением к студентам. В частности, Кузьминов во время протестов 2008 года обозначал, что вуз должен быть вне политики, однако выражал готовность защищать студентов ВШЭ, принимавших участие в митингах. При этом сам Кузьминов был членом многочисленных экспертных комиссий и при президенте, и при парламенте, и при правительстве, входил в правление Общероссийского народного фронта – надпартийной структуры, выражавшей поддержку президенту Путину, а в 2014 году стал депутатом Московской городской думы.

15 мая 2018 г.

Министерство образования и науки разделено на две части

Министерство просвещения отвечает за общую образовательную деятельность, а министерство науки и высшего образования, соответственно, контролировать деятельность вузов.

Начинается усиленная борьба с частным высшим образованием – у вузов отзывают лицензии, они не проходят проверки государственных органов.

26 июля 2019 г.

В закон «Об образовании» внесены изменения: вводится государственный контроль за экспериментальной и инновационной деятельностью в системе образования

31 июля 2020 г.

В закон «Об образовании» добавили понятие «воспитание»

Оно предполагает «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества».

1 июня 2021 г.

Вступил в силу закон о просветительской деятельности (новые изменения в закон «Об образовании»)

Фактически закон ввёл государственный контроль за работой общественных лекторов, авторов собственных просветительских программ, городских гидов.

Также, согласно этим изменениям, вузы должны согласовывать участие в международных исследовательских программах или международных программах обмена с федеральными органами исполнительной власти.

Студенческие советы ряда крупных российских вузов выступили с призывом к Госдуме и Совету Федерации отклонить законопроект о просветительской деятельности, поскольку он препятствует развитию российской науки и ограничивает получение всестороннего образования.

11 апреля 2022 г.

Болонская группа исключила Россию и Белоруссию из Болонского процесса

Это произошло после подписания 185 ректорами российских вузов письма в поддержку вторжения России в Украину.

6 июня 2022 г.

О выходе России из Болонской системы заявил замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев

До этого 17 мая о необходимости порвать связи с Болонской системой высказали депутаты Госдумы РФ Леонид Слуцкий (ЛДПР) и Пётр Толстой («Единая Россия»). 25 мая министерство науки и высшего образования сообщило о создании собственной, отечественной системы организации высшего образования. Министерство рекомендовало российским вузам отказаться от участия в международных программах обмена, вроде Erasmus+. При этом от проведения ЕГЭ в России отказываться не собираются.

Среди нововведений, которые предполагаются с 1 сентября 2022 года, – введение должности советника по воспитательной работе, обязательное поднятия государственного флага и исполнение гимна перед началом занятий и учреждение воспитательно-патриотического движения школьников, которое возглавил лично президент Путин. Также министр образования Сергей Кравцов анонсировал введение обязательного ЕГЭ по истории, преподавание истории в начальной школе и рекомендации школам по борьбе с телефонами: министерство образования будет рекомендовать школам изымать у учащихся мобильные телефоны на входе в учебное заведение.

[bold_timeline_item_button title=»Expand» style=»» shape=»» color=»» size=»inline» url=»#» el_class=»bold_timeline_group_button»]

Как реформировать российскую систему образования? Читайте policy paper Василия Гатова

Источники:

  • Ксения Донская, Монолог министра. Евгений Ткаченко – о том, как управлять образованием в условиях кризиса и больших перемен, проект «Выпуск 90»
  • Постановление правительства РФ от 4 октября 2000 года №751
  • Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1
  • Выход из Болонской образовательной системы. Что это может значить для России и причем тут ЕГЭ, «Мел», 25.05.2022
  • Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года
  • Анатолий Овчинников, «О реформе советской школы 1984 года», «Пространство и время», 4 (18) 2014
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года, №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС…»
  • Экспертный доклад «12 решений для нового образования», ВШЭ
  • Кинелев В.Г., Днепров Э.Д., Адамский А.И., Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации, 1997
  • Асмолов А.Г., Дмитриев М.И., Клячко Т.Л., Кузьминов Я.И., Концепция организационно-экономической реформы российского образования, журнал «Поиск», 1997
  • Эдуард Днепров, Новейшая политическая история российского образования, Москва, 2011