Акселератор медиапроектов в Reforum Space Berlin: взгляд изнутри

Когда мы слышим о медиа в изгнании, первыми на ум приходят «Медуза», «Холод», «Проект» и прочие громкие имена. Но с началом агрессивного вторжения (и часто как реакция на него) возникли десятки нишевых проектов. У них есть тема, экспертиза, есть аудитория и идеи, но часто не хватает голоса, навыков и ресурсов. В конце мая в Берлине стартовал акселератор, чья задача — помочь этим инициативам стать устойчивыми. Небольшие новые медиа самого разного формата собрались на двухдневный тренинг, после которого началось двухмесячное онлайн-обучение. О тем, каково маленьким инициативам в большом инфополе, об их поддержке и о том, почему они порой лучше, чем известные медиа, справляются с информационным баблом, рассказали экспертки акселератора Ира Посредникова и Юлия Абдуллаева.

Как придумали акселератор? Зачем он?

Ира Посредникова, контент-продюсерка, специалистка по PR и дистрибуции культурных и независимых медиапроектов в Exile

До акселератора мы с Юлей делали в Reforum Space Berlin серию нетворкинг-мероприятий для таких медиапроектов. Приезжали ребята из Баварии, Тюрингии, из Польши (некоторые из них стали участниками акселератора, например, No future, проект про антифашистов в эмиграции). Там мы увидели, что эти небольшие проекты – классные, и им есть что рассказать, но нет ресурсов делать это громко и активно. А у нас, у наших экспертов есть определённые компетенции в плане нетворкинга, продвижения, запуска новых медиа. Так мы и придумали акселератор.

Юлия Абдуллаева, специалистка по коммуникациям, координаторка Reforum Space Berlin

Грань между гражданской и профессиональной журналистикой стирается, небольшие медиа часто существуют только в форме представительства в соцсетях, обходясь не то что без полноценной редакции, но и без сайта. Профессиональные редакторы нередко сетуют на провалы в фактчекинге и утрату высоких стандартов, и правда в этом есть. Зато у маленьких проектов прямой доступ к своей аудитории, они быстро дают самую разнообразную информацию и возможность посмотреть на одну проблему с разных перспектив.

Эти новые медиа возникают в ответ на потребности аудитории. Например, в России многие хотят знать, что происходит в мире, как живётся уехавшим. Уехавшим важно поддерживать связь с теми, кто остался, быть видимыми и услышанными. А ещё им нужны медиа, которые будут на новом месте работать на информирование и построение сообщества — как «Волна», например. Среди наших участников тоже есть такие проекты.

Задача молодого медиа — найти свою нишу, выработать коммуникационную и фандрайзинговую стратегию и стать устойчивым. Это невероятно сложно даже для профессиональных суперкоманд. Яркий пример — Helpdesk Media, которое делали медиаменеджеры с огромным опытом и которое вынуждено было закрыться.

Что нужно небольшим проектам?

Ира

Для молодых медиа представительство во всех возможных соцсетях и наличие большой команды с редактором и фандрайзером — прекрасно, но недостижимо, а на начальных этапах иногда и не нужно. Зато очень важно работать с волонтёрами и комьюнити. Именно читательское сообщество может стать амбассадором, соавтором, союзником и взять на себя PR-функцию.

Главная проблема участников акселератора — ограниченность ресурсов. Зато это компенсируется энтузиазмом, экспертизой, тем или иным опытом, болью, которую можно сформулировать как «Кто, если не мы» (как правило, нишевые медиа создают те, кто сам столкнулся с тяжёлой ситуаций).

Волшебной таблетки у нас для таких медиа нет. При этом мы много говорили о том, что можно сделать руками: посмотреть, как ведётся ваш телеграм-канал, изучить, как у вас оформлен подкаст, как и что можно поменять.

Мы не даём готовых рецептов — скорее провоцируем, организуем что-то вроде прожарки проектов. Во время офлайн-части участники получили взгляд со стороны: авторы телеграм-каналов комментировали оформление подкастов, те, кто ведёт инстаграм, смотрели YouTube, и так далее. Участники получили не готовые рецепты, а скорее понимание, в какую сторону двигаться.

Кто участвует в акселераторе?

Юля

Мы с трудом отобрали 15 проектов из 74 заявок: больше 15 взять не могли, так как программа подразумевала максимальную вовлечённость.

Собрались на удивление разные медиа: разные форматы (подкасты, телеграм-каналы, YouTube-канал и пр.), разные аудитории (внутри России, вне России, гибридные), разные тематики, хотя все так или иначе социальные. Есть известные проекты — например, «Пыль», рассказывающая, как страны и общества восстанавливаются после военных конфликтов, — и только зародившиеся. Есть канал, посвящённый Брянску, медиа «Сечение» о культуре в эмиграции, которое создали сами деятели культуры. Есть антиколониальные медиа, есть исследование наркопотребления среди украинских подростков-беженцев, есть три проекта, адресованные людям с ментальными и физическими заболеваниями. Проблема борьбы с эйблизмом (дискриминацией людей с заболеваниями либо ограниченными возможностями) в российском обществе очень важна, но нет больших медиа, которые бы централизованно занимались этим вопросом.

Ира

Думаю, у тех, кто переехал, есть огромная потребность рассказать о том, что они здесь узнали. Когда ты своими глазами видишь, как выглядит норма, как работают ценности, когда у тебя накапливается опыт (например, опыт интеграции, изучения языка), ты начинаешь думать, как рассказать об этом тем, у кого такого опыта пока нет.

Как проходит акселератор?

Юля

Мы не хотели делать лекционный формат, где участники через 40 минут не в состоянии удерживать внимание и утыкаются в телефоны. Хотели, наоборот, максимального вовлечения и максимального погружения в конкретные кейсы. Так что строили программу так, чтобы люди даже на образовательных мероприятиях могли подвигаться, обменяться мнением, посмеяться, поиграть в кенгуру, наконец.

Нам с участниками очень понравился формат World café: люди обсуждают разные темы, пересаживаясь со столика за столик. Мы с Ирой решили, что этот формат идеально сработает, чтобы каждый участник смог поговорить о лучших практиках, вызовах и рекомендациях в разных каналах: Лена Барышева, ведущая подкаста ХЗ о мигрант_ках в Берлине, рассказывала о подкастах, Ира выступала как экспертка по текстоориентированным малым медиа, а Маша Тункара со 100 000 подписчиков в инстраграме – как экспертка по визуальным медиа. Мы назвали эту сессию «Ухо-горло-глаз» (как слышим, как говорим, что видим).

Максим Филимонов, издатель Schön Berlin, показал бэкстэйдж крупного городского медиа, объяснил, как работает проект (от общения с внештатниками до СRM-системы), рассказал и о сложностях, и о модели финансирования. Получился максимально открытый разговор. Мы изучили внутренний манифест Schön, многие захотели написать свои манифесты и поделиться ими друг с другом. Сделать чек своего проекта, сформулировать, о чём они на уровне миссии и смыслов, а не только контента. Такие истории максимально полезны.

А мой личный фаворит — мастер-класс Иры с журналистом и преподавателем Артёмом Мельником по небанальным способам переупаковки материала для разных площадок. ИИ, мемы, стикерпаки — то, что нужно для освежения сложного контента. А у нас в основном и правда сложный контент.

Ира

В моей сессии для меня было важно донести, что PR, SMM-маркетинг и реклама — разные вещи, а переупаковки, коллаборации, дистрибуция должны продумываться не после публикации текста, а на стадии его создания. Иначе придётся работать в режиме тушения пожаров.

Юля

Двухдневный офлайн-тренинг — большая интенсивная часть программы, но это только начало. Уже в разгаре интенсивная двухмесячная онлайн-работа с менторами. На этой неделе Олег Бойко рассказывал, как делать подкасты: на офлайн-части мы обсуждали, как внутри работающего проекта запускать новые форматы, и у многих был запрос как раз на подкасты; участники делают домашние задания. Мы собрали обратную связь и выстроили онлайн-программу в соответствии с теми запросами, что сформировались у участников во время офлайн-части. Ближе к концу июля будет отдельная сессия о том, как питчить свои проекты, а в начале августа планируется питчинг. Лучшие проекты получат минигранты на развитие своих медиа.

Как проекты влияют на аудиторию и друг на друга?

Юля

Узкая тематика проектов парадоксальным образом помогает размывать информационный бабл. Нишевой контент может заинтересовать людей, которые сталкиваются с той же проблемой, но не разделяют всего спектра интересов и убеждений, типичного для представителей нашего пузыря. К примеру, даже у очень консервативно настроенного антипрививочника, гомофоба и сторонника Путина может случиться рассеянный склероз. Или он может быть из Брянска.

И когда человек — мне не очень нравится слово «аудитория», всё же мы пишем для людей и работаем с людьми, – начинает слушать или смотреть канал, связанный с определённой тематикой, он может расширить свое мировоззрение — и, может быть, в нём самом что-то поменяется.

Ира

У многих проектов, особенно более-менее развитых, с историей, возникает ощущение собственной исключительности. Они начинают спорить с проектами близкой тематики, доказывая свою уникальность. Читателям же нет дела до внутренних склок, а со стороны хорошо видно, что это и есть настоящий пузырь, кастрюля с уксусом, где легко скиснуть. Задача менторов — сделать так, чтобы новые проекты не погружались в эту «кастрюлю», а росли открытыми, делились контентом, кооперировались, создавали коллаборации. Когда люди приходят на энтузиазме, а не на медийной амбиции, это очень хорошо.

Нам хочется, чтобы эта история не закончилась, общение с нашими участниками и их самих между собой продолжалось. Нам важно открыть для проектов второе дыхание, помочь им устойчиво развиваться.