Между реализмом и идеализмом: каким может быть будущее внешней политики России

Внешняя политика касается каждого из нас. Однако в России она так и не стала предметом публичных дебатов — это один из важнейших пунктов, по которым страна не прошла тест на демократизацию. В Европе внешняя политика тоже долго оставалась уделом т.н. профессионалов — привилегированных чиновников и силовиков, переставлявших шахматные фигуры на гигантской доске. Но пришла Первая мировая, и политики развитых стран осознали свою ответственность за гигантские жертвы, а люди, прошедшие войну, потребовали гарантий её неповторения. Так международные отношения стали предметом исследования и общего обсуждения. Наша задача — спровоцировать эту дискуссию хотя бы в эмиграции. Василий Жарков, историк и приглашённый лектор Европейского гуманитарного университета, представил в Reforum Space Vilnius свою новую policy paper о том, как, когда и при каких условиях Россия может восстановить добрососедские отношения с развитыми странами и при этом повысить качество жизни своих граждан.

Теоретическая рамка policy paper была выбрана из двух парадигм — реализма и либерализма. Нам следует сделать выбор в пользу последнего, и вот почему.

Реализм во внешней политике, чьи основы сформулировал Томас Гоббс, говорит нам о балансе власти, который предполагает, что угроза неприемлемого ущерба, который несёт страна, напавшая на другую, снижает угрозу начала войны. В основе парадигмы — известная нам политика сдерживания. И если смотреть на ситуацию в России с позиций реализма (а мы увидим войну, авторитарный режим, огромное влияние силовиков), то эта политика сдерживания представляется единственно возможной. Яркий пример такого подхода — последний доклад американского Центра европейского политического анализа с характерным названием Containing Russia, Securing Europe.

Но если мы смотрим из образа будущего, то есть из либеральной парадигмы, мы должны искать основания для устойчивого мира. И этот мир не должен строиться на балансе власти: ведь всегда найдётся сила, которая может им пренебречь. А на каких основаниях он может строиться?

Иммануил Кант ещё в 1791 году говорил: со временем войны и потери будут нарастать, и вечный мир будет достигнут — на общем кладбище человечества; вечный мир будет миром без людей. Это первый вариант. Второй вариант, также предложенный Кантом, — искать цивилизационные основания, чтобы добиться этого мира при нашей жизни. Здесь возникает фактор, который игнорируют реалисты, а именно зависимость внешнего миролюбия государства от его внутренней структуры. Если в стране действует верховенство права, разделение властей, а правитель подчиняется тем же правилам, что и граждане, население участвует в контроле за властью и не хочет издержек, связанных с войной, страна будет более миролюбивой.

Возвращение России как равноправного, предсказуемого, адекватно воспринимаемого соседями партнёра и участника международных отношений возможно только при условии её демократизации. Это важное обстоятельство закладывает либеральную оптику в моей работе. Мы должны использовать её, проектируя либеральное будущее.

После каждой войны люди не хотят воевать, вместо этого возникает запрос на нормы, правила и институты, формирующие ту или иную форму международного порядка. Предпоследняя большая война в Европе закончилась в 1945 году установлением либерального международного порядка: возникла ООН и другие международные институты вроде МВФ и ВТО, соблюдение прав человека (хотя бы формальное) стало условием признания государственного суверенитета. Сейчас либеральный миропорядок переживает серьёзный кризис, и прежде всего по вине России: она нарушила территориальную целостность ряда соседних государств, не подписала мирный договор с Японией, т.е. формально Вторая мировая война остается незавершенной, всячески профанирует международные правила (в компании нескольких других государств). Она разрушает Совет безопасности ООН, постоянно накладывая вето на его решения в отношении себя самой; такого себе не позволял даже СССР. Я полагаю, что либеральный миропорядок устоит, а его развитие будет идти путём большей кооперации между государствами. Россия будущего должна стать участником его укрепления.

Если завтра в России будет новая власть, которая объявит о том, что будет строить демократию, ей никто не поверит. Эта новая демократия ещё долго будет восприниматься как слабая и подверженная реваншу империализма и авторитаризма. Чтоб построить консолидированную устойчивую демократию, в которую поверит мир, нужно время. Сколько?

Реальная консолидированная демократия в России сложится только после повторной смены власти в результате выборов, на что потребуется не менее 16 лет (в случае возвращения к президентским срокам продолжительностью в четыре года, что, я надеюсь, случится после смены власти). Если Путин уйдёт в 2030 году после следующих выборов, только к 2046, а скорее к 2050 году в стране сложится режим, который будет вызывать доверие и понимание у наших соседей. Нам, гражданам, всё это время нужно будет предъявлять результаты поступательного строительства республики и демонстрировать максимальное миролюбие.

Россия должна отказаться от видения себя как глобальной суперсилы, переосмыслить задачи внешней политики исходя из потребностей развития страны. Внешняя политика должна обеспечивать потребности внутренней политики, быть её продолжением и ресурсом. Как понять, что ситуация улучшилась и внешняя политика страны приносит плоды? Я выделил три основные KPI, позволяющих судить об эффективности внешнеполитического курса.

Первый — показатель внешнеторгового оборона и привлечённых иностранных инвестиций. При Путине средства удалось привлечь в основном в торговлю, инфраструктурных иностранных вложений было немного, а теперь мы видим плачевные результаты этого.

Второй KPI— наличие союзов с богатыми и развитыми странами.

И третий, самый близкий и понятный, — возможность безвизового въезда россиян в максимальное количество стран. Российский паспорт сейчас на 36 месте в рейтинге паспортов, задача к 2050 году — вырасти до уровня Аргентины, тоже бывшей диктатуры, которая сейчас на 13 месте.

Этих KPI можно достичь с помощью нескольких пакетов мер. Вот они:

Заключение мира и установление границ с соседними странами

  • Восстановление суверенитета и территориальной целостности Украины в границах 2014 года в соответствии с духом и буквой Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года.
  • Восстановление суверенитета и территориальной целостности Грузии и Молдовы в соответствии с их международно признанными границами, отказ от поддержки непризнанных государств Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья.
  • Заключение мирного договора с Японией и урегулирование пограничного спора из-за группы островов Курильской гряды в соответствии с нормами, заложенными Московской декларацией 1956 года.

    Возвращение к верховенству права и соблюдению прав человека
  • Отмена всех неправовых законов последних десятилетий.
  • Возвращение России под юрисдикцию Европейского суда по правам человека.
  • Законодательство России должно быть в течение нескольких лет приведено в максимальное соответствие со стандартами передовых демократических стран. В частности, в России должен быть принят закон о легализации однополых браков по аналогии с Аргентиной и другими бывшими диктатурами.

    Демилитаризация страны
  • Отказ России от использования своих вооружённых сил за рубежом и признание войны категорически неприемлемой формой разрешения международных противоречий. Ветераны локальных конфликтов, которых непрерывно плодило государство, — важная опора для развития авторитарных тенденций и дополнительной милитаризации. Лев Толстой писал, что русский мужик не хочет воевать за интересы великих держав — он хочет пахать землю и жить в мире с соседями. Я думаю, многим и сейчас откликнется этот посыл.
  • Демилитаризация регионов, граничащих со странами ЕС и НАТО (большая часть европейской части страны и арктические районы). Европейские государства, с которыми граничит Россия, — устойчивые демократии, они никогда не нападут на Россию, и там не надо держать тяжёлых вооружений, только пограничников и группы реагирования на теракты. На южном направлении — наоборот.
  • Разрыв союзнических отношений с авторитарными режимами: роспуск СНГ и ОДКБ, прекращение поддержки КНДР и Исламской Республики Иран, политика «вооружённого нейтралитета» в отношениях с КНР; Китай не должен рассчитывать на поддержку России в случае нападения на Тайвань.

    Возвращение к диалогу с ЕС и НАТО
  • Добрососедские отношения с европейскими странами, в первую очередь с теми, с кем Россия граничит. Для этого нужно закрыть больные страницы нашей истории и попытаться компенсировать преступления прошлого. Россия никогда не станет членом Евросоюзом — она слишком велика. Но это не повод для обиды: мы можно стать (условно) второй Канадой или второй Аргентиной и вступить в ассоциацию с ЕС. Россия по своему культурному капиталу ближе к странам Нового света, а хорошие отношения с Европой не означают, что мы должны стать ею.
  • Восстановление полноценного членства России в Совете Европы, возврат к формату диалога Совета Россия — НАТО и переговорным площадкам с ЕС.
  • Принятие нового основополагающего документа по безопасности и сотрудничеству в Европе в подтверждение и развитие норм и правил, заложенных Заключительным Хельсинкским актом 1975-го и Парижской хартией 1990 года.

Политика открытых дверей. Кант говорил: единственная формула международного права, которая работает, — это правило всеобщего гостеприимства.

  • Упрощение или полная отмена в одностороннем порядке визового режима для граждан стран Европейского Союза и НАТО (плюс Швейцария), Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Японии.
  • Упрощение процедур натурализации, трудоустройства и открытия бизнеса в России для граждан развитых государств — предпринимателей, учёных, студентов, журналистов и деятелей культуры. Это тоже часть внешнеполитического курса. Во внешней политике России последних двух лет было всего одно позитивное событие: чиновники решили давать электронные визы гражданам Евросоюза. От этого ни в коем случае нельзя отказываться.
  • А с другой стороны — ужесточение контроля за иммиграцией из стран с авторитарными, неустойчивыми и распавшимися режимами.

Напомню: если мы сразу после часа Х начнём делать всё, что я сейчас перечислил, ждать результата придётся около 20 лет. Мы должны быть готовы к тому, что западный мир будет смотреть на Россию сквозь призму реализма. Но если мы примем реалистическую оптику на себя, мы должны будем ощетиниться, обособиться и жить в этом мире, как гоббсовский гладиатор, направляющий пику против другого гладиатора. Хотим ли мы — демократы, которые борются за лучшее будущее для нашей страны, — этого? Нет, тем более что России никто не угрожают. Если она выведет войска с оккупированных территорий, на неё никто не будет нападать.

Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель сказал в начале войны, что к Гоббсу теперь нужно прислушиваться больше, чем к Канту. Реализм никуда не денется, особенно в отношении России. Мы должны быть готовы к самому жёсткому реализму — и при этом пытаться постепенно, с годами ослабить его с помощью собственного либерального подхода. Мы должны сами, в одностороннем порядке вернуть Канта в европейскую повестку.