Тая Зубова рассказала о фильме “Территория без войны”

Сейчас мир с ужасом вспоминает первые дни полномасштабного вторжения России в Украину. Агрессивная война стала концом эпохи — и, как иногда кажется, концом добрососедских отношений двух народов. Мы много говорим и пишем о том, что их можно и нужно будет восстанавливать, когда сменится власть и закончится война. Но уже есть островки, где люди из России, Украины, Беларуси общаются, дружат, вместе противостоят ожесточению и хаосу. Они не похожи друг на друга ни в чём, кроме главного: они предпочли мир войне, любовь — ненависти. Одному из таких островков, черногорскому фонду «Пристаниште», посвящён фильм участницы акселератора Reforum Space Budva Таи Зубовой. 21 февраля картина «Территория без войны» вышла на «Дожде». Мы поговорили с Таей о том, почему так важно снимать кино о продолжающейся войне, о том, где брать деньги на социально-психотерапевтическое искусство, а также о героях её фильма и их судьбах (и как им можно помочь).

— Как ты попала в «Пристаниште»?

— Я ездила с показами прошлого фильма «Травма свидетеля» о россиянах, которые выступили против войны и были вынуждены эмигрировать, по разным странам и городам. В Черногории показ организовывал фонд «Пристаниште», в зале оказалось много не только россиян, но и украинцев. Несмотря на мои опасения, это был один из самых тёплых приемов, которые мне где-либо устраивала аудитория.

Я выяснила, что фонд помогает беженцам из Украины, сознательным отказчикам от военной службы из России, политически преследуемым россиянам и беларусам. Я начала общаться с волонтёрами фонда и увидела, что несмотря на продолжающуюся войну, здесь люди поддерживают друг друга. Мне показалось важным снять кино об этом.

— А как выбирала героев?

— Мне очень помогла волонтёр фонда Наталья Мешалкина. Она была администратором дома, на момент съёмок полгода встречала и заселяла людей, знала их истории. Мы вместе связывались с подопечными фонда, узнавали у них, готовы ли они сниматься в кино. Задача была показать разных людей, которые уехали из-за войны и объединены общими гуманистическими ценностями. В конце подготовительной работы я узнала историю героя, который в детстве подвергся домашнему насилию. Было интересно показать его прошлое, то, как оно сформировало его мировоззрение: надеюсь, зрители считают мою мысль о том, насколько важно оберегать детей от насилия и давать им доступ к хорошему образованию. К сожалению, войны и авторитарные режимы культивируют насилие с самого детства, с последствиями нам придётся работать многие годы.

— Давай пройдёмся по историям. Что тебя удивило и тронуло в каждой из них? Меня поразило, что равный хронометраж отдан украинцам, чьи дома разбомбили, и россиянам, для которых риски были совсем иные.

— Было очень интересно в момент монтажа переслушивать интервью и замечать похожие чувства: любовь к близким, тоску по дому и желание вернуться, страх потерять семью. Эти эмоции испытывают многие герои, и национальность и даже политические взгляды на них не влияют. Мне кажется, если бы мы больше обращались к светлым эмоциям, бы было бы проще достучаться до тех, с кем мы расходимся во взглядах. Хотя бы начать диалог с близкими, которые подвержены пропаганде или стараются закрывать глаза на войну.

— «Пристаниште» — место явно временного прибывания. Что дальше происходит с твоими героями?

— Часть действительно уехала из Черногории. Инна, мама девочки Саши с диагнозом ДЦП из Одессы, сейчас в Швейцарии в ожидании получения статуса защиты для беженцев из Украины. Инна живёт в лагере для беженцев, а Сашеньку оформили в специализированный центр для детей с особыми потребностями, где она может получать необходимое лечение, уход, реабилитацию и в дальнейшем посещать школу.

Галя c сыном Егором из Мариуполя в марте 2023-го переехали в Германию. Галя ходит на курсы немецкого, сын ходит в школу, занимается лёгкой атлетикой и футболом. Они живут в общежитии.

Маша, которая вывозила родителей из Авдеевки, получает документы для переезда с сыном в Канаду.

Павел, герой, который выезжал из России из-за уголовного дела по статье о дискредитации армии, смог вместе с семьёй получить гуманитарную визу в Германии. 

Все остальные пока в Черногории из-за сложностей с документами и деньгами.

Иконописец продолжает писать иконы, но поскольку заказов на иконы и картины недостаточно, работает помощником плиточника. Наташа, волонтёр и администратор фонда, мечтает уехать к родственникам в Германию, но ей сложно накопить на новый переезд. Директор школы из Беларуси остался в Баре, ведёт онлайн-школу, ситуация с финансами тоже достаточно сложная. Если у читателей и зрителей появится желание поддержать героев фильма, я сделала специальный телеграм-канал с их историями и возможностью помочь.

— Что для тебя образ пробитого стекла, которое сотрудница «Пристаниште» снимает в конце с двери?

— Мне хотелось показать, как жизнь людей была из-за войны разбита; все эпизоды из прошлого героев я снимала через разбитое стекло. В конце фильма представительница фонда снимает это стекло, восстанавливая тёплую дружескую связь между людьми разных национальностей. Но несмотря на старания тех, кто старается заново выстроить нормальную жизнь, новое разбитое стекло появляется на переднем плане. Это метафора новых войн.

Я снимала этот фильм, когда мои герои встречали 2023 год после ужасающего 2022-го, когда было много надежд и веры, что новый год принесёт остановку войны. Изменился ли фонд за этот год? Очень сильно. Изменился ли настрой людей после всех страшных событий 2023-2024-го? Естественно. Изменилась и я сама, и моя личная вера в светлое будущее. Но тогда в Черногории мне удалось запечатлеть — совершенно искренне — срез времени и отношения людей.

— Ты поучаствовала в акселераторе Reforum Space в Черногории, прошла обучение, получила финансовую поддержку. Расскажи про этот опыт и как он поможет в работе над твоими фильмами.

— Мне очень хотелось попасть в антивоенное сообщество, сообщество активистов. Так что я подавала заявку и на прошлый акселератор, и на тот, на который в итоге прошла. Прилетела в Черногорию как на крыльях и с таким же энтузиазмом училась. Вела тетрадки, всё записывала. Задавала больше всех вопросов.

В начале мы говорили про упаковку и продвижение идей, была лекция о том, как проверять информацию. Потом — как рассказывать про проект, про то, как попасть в поток, где уже есть твоя целевая аудитория. У меня не было тогда опыта подачи на гранты, поэтому очень полезной оказалась лекция про гранты и фонды: как подавать заявку, отчитываться, на что обращают внимание, когда выбирают проект, и что делать, если что-то идёт не так (например, затягиваются сроки). Финальные лекции были про подготовку презентации и про то, как строить питчинг — они пригодились уже при подготовке к собственному выступлению в конце программы.

Мой питч был посвящён тому, как я буду продвигать проект. На подготовку 5-минутного выступления было около двух недель, я написала текст и тренировала питч на десятке знакомых, внося всё новые коррективы. К моменту питча речь уже отскакивала от зубов. Очень рада, что меня и мой проект в итоге выбрали.

На всю программу продвижения, что я задумала, денег от акселератора не хватит и хватить не может: я хочу активно ездить, много показывать. Предыдущий свой фильм я показывала 18 раз в 9 странах, фильм собирал полные залы, люди обнимались, плакали. Но найти на это средства было сложно, по итогу я ушла в глубокий минус и не хочу повторять этот опыт. Показы «Территории без войны» хотелось бы делать бесплатными для зрителей — брать деньги с релокантов, многие из которых не в лучшем положении, за то, чтобы они смогли посмотреть социальный, антивоенный фильм, кажется мне сомнительной идеей. Так что нужно финансирование для покупки билетов, проживания, оплаты площадок, на небольшой гонорар, наконец.

Так что здорово, что для творческих людей есть акселератор, по итогам которого есть и знания, которые мне ещё внедрять и внедрять, и финансирование, и понимание, как искать деньги дальше.

— Ты рассказывала, что в России почти не занималась документальным кино, а за два года, прошедшие после 24.02.2022, сняла уже два документальных фильма: «Травму свидетеля» и «Территорию без войны». Почему ты после февраля ушла от игровых фильмов?

— Когда я уехала из России в 2015-м, у меня был творческий провал, всё пришлось делать с нуля. Меня тогда сильно заинтересовала взаимосвязь политического и домашнего насилия, я начала писать сценарий художественного фильма «Поток» (к которому сейчас возвращаюсь). Потом началась война, и всё то, что я хотела показать в художественном кино, начало разворачиваться в реальности в ужасном, огромном масштабе. Стало важно фиксировать это.

Я хочу снять игровой фильм про последние 15 лет, про протесты, показать их через истории участников. И игровое же кино про перестройку, тоже через личные истории. Про то, как Россия попыталась, но не смогла стать демократической. Всё это пришлось на мою жизнь, мою судьбу, и я до сих пор не могу понять, как мы оказались там, где оказались, нас же совсем иначе воспитывали. Кино, когда я его сниму, не даст ответы, но хотя бы позволит мне и зрителям задаться нужными вопросами. Даст какую-то метафору, которую можно будет обсудить вместе. Искусство затрагивает душу, делает тебя нежнее, эмоциональнее, позволяет открыть глаза, даже когда хочется зажмуриться и пройти мимо. Я на свои фильмы смотрю как на психотерапию, как на открытый диалог со зрителем, который продолжается и после титров. Надеюсь, этот тёплый, тихий, не кричащий диалог получается и с теми, кто уже не может ни читать, ни смотреть про войну и травму.

Я очень люблю процесс производства фильма, наслаждаюсь съёмками. Наверное, единственная трудность — что на обоих моих фильмах я исполняю одновременно и роль режиссёра, и роль продюсера-администратора всех процессов. Это достаточно тяжело. К моему следующему игровому фильму «Поток» хочется найти продюсера.

— Как бы ты звала людей на фильм? Почему его стоит увидеть?

— Я дала своим подписчикам (тем, кто выразил желание) ссылку на предпросмотр и попросила оставить потом отзывы. А потом выписала слова, которые чаще всего повторялись в отзывах: «надежда», «спокойствие», «поддержка», «взаимопомощь», «красота». Трейлер заканчивается фразой «Приезжайте, вы не будете здесь одни». Видимо, всё это очень нужно людям.