Россия – огромная страна, и какой бы ни была будущая система государственной власти, ей всё равно придётся решать, как реализовывать управление на местном уровне. Policy paper, написанная экс-депутатом Псковской думы, формулирует три принципа работы МСУ здорового государства.
Местное самоуправление как таковое – заслуга проклятых 90-х. Их принято вспоминать как тяжёлое и бедное время, но были сделаны и серьёзные шаги в построении нормального демократического общества – в частности, разработан закон «О местном самоуправлении». И в отличие от других институтов этого общества, которые быстро начали сворачивать, МСУ долгие годы – до самой отмены выборов губернаторов – никто не трогал.
А потом вопрос упёрся в деньги. Авторы закона об МСУ не предусмотрели, что оно не может работать без финансов: без денег любое, самое прекрасное собрание депутатов сельского или городского поселения вынуждено будет передавать часть своих полномочий на уровень района, города, региона и так далее – просто потому, что они не смогут их выполнять. Раз за разом полномочия местных поселений передавались на уровень выше именно из-за финансовых соображений, и сегодня МСУ существует в полной зависимости от региональной и федеральной власти. Если к власти приходит оппозиционный глава района, а губернатор перестаёт выделять деньги для этого района в нужном объёме, очень скоро выяснится, что депутаты недовольны, не принимают отчёт этого главы района, а два раза не приняли отчёт и всё, перевыборы.
Раз за разом полномочия местных поселений передавались на уровень выше именно из-за финансовых соображений
Поэтому главная цель будущей реформы МСУ – оно должно стать абсолютно независимой институцией. Таким, как когда-то задумывалось и каким является сейчас в большинстве стран Европы. Ему можно смело отдать большой объём полномочий, касающихся непосредственно жизнедеятельности поселения, города и т.п. Это весь уровень ЖКХ, дорожного строительства, образования, местной полиции, уровень мировых судей. Максимум местных должностей (судьи, начальники полиции) стоит сделать выборными, а их зарплаты финансировать из местного, то есть в данном субъекте получаемого бюджета.
Денег должно хватить – наша Псковская область, например, зарабатывала втрое больше, чем получала сверху. Мы могли не получать ни копейки ни из регионального бюджета, ни из федерального и вести собственную политику, если бы все деньги, которые мы зарабатываем здесь (или хотя бы большая их часть), оставались у нас.
Реформаторам обязательно нужно установить единые и нерушимые правила игры в плане распределения бюджета. Эти правила должны быть прописаны в Конституции так, чтобы ни у кого не было малейшего соблазна и возможности изменить их и финансовым рычагом повлиять на неугодный регион или муниципалитет.
Следующей должна стать реформа избирательной системы: я считаю, что именно на местном уровне все, кто хочет участвовать в выборах, должны иметь все возможности это делать. Никаких преград: подавай заявление в свободной форме, веди избирательную кампанию на свое усмотрение – и не беспокойся, что поставил пробел вместо запятой.
Сейчас многие регулирующие меры направлены на то, чтоб уравнять финансовые возможности кандидатов. Во-первых, мне не кажется, что это равенство необходимо, во-вторых, на примере «Единой России» мы видим, как систему можно обойти. Так что я считаю, что если человек каким-то образом вкладывает большое количество денег в избирательную кампанию, заинтересован в том, чтобы стать депутатом местного самоуправления, то пусть и будет депутатом местного самоуправления.
Что в этом случае делать с лоббизмом, который и сейчас процветает? Нужно создать такую систему сдержек и противовесов, чтобы ни один депутат, ни один глава муниципалитета не мог принимать решения в отрыве от других. Отвадить лоббистов не так сложно – и тогда есть шанс сделать эту структуру власти интересной для людей, у которых горят глаза, которые хотят что-то делать, хотят изменять жизнь общества к лучшему.
Итак, местному самоуправлению нужно больше независимости, нужна либеральная избирательная система. МСУ должно стать интересным для активистов и общественников и неинтересным для потенциальных лоббистов и людей, которые преследуют собственные цели, а не интересы избирателей.
Полную версию policy paper в pdf можно изучить и скачать здесь.
Это четвёртая публикация по итогам образовательной программы «Демократические реформы: чешский опыт в российском контексте». Четырёхдневная программа прошла в Праге в марте 2022 года при поддержке Академического центра Бориса Немцова в аудиториях философского факультета Карлова университета. По итогам участники сформулировали тезисы к проектам реформ, наиболее актуальных в ситуации возможных политических изменений в России.