В попытке снизить ущерб от санкций российские законодатели упрощают правила доступа к природным, в том числе земельным и лесным ресурсам страны – как для себя, так и для всё ещё дружественных стран. Земля и лес ожидаемо страдают и будут страдать от непродуманного использования. И что мы все будем делать, когда ресурсы, изъятые с разрешения таких законов, закончатся?
В России принимается очередной закон со скучным названием «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 94578-8. В чатах экологических организаций и активистов его уже прозвали «законом о строительстве на Байкале и в заповедниках».
Суть закона: упрощаются экологические процедуры при строительстве инфраструктурных объектов в охранной зоне озера Байкал и в заповедниках и заказниках России (но предполагается, что речь идёт всё же о заповедниках и заказниках, расположенных около Байкала).
Закон вызвал большие дискуссии и даже успел претерпеть некоторые изменения между первым и третьим чтениями – например, к третьему чтению в нём появились поправки о том, что упрощение строительства на Байкале допустимо только для расширения железных дорог, а упрощение экологических процедур касается только школ, больниц и объектов социальной инфраструктуры.
Закон входит в пакет так называемых «антисанкционных»: он должен помочь российской экономике преодолеть последствия санкций, введённых после нападения России на Украину. Европа закрыта для российских товаров, Китай открыт, и в итоге пиловочник хвойных пород на Северо-Западе России сейчас стоит примерно 3 000 рублей за кубометр, а такой же пиловочник в Сибири – 10 000. Российские власти решили облегчить себе разработку природных богатств и их транспортировку по стране в восточном направлении, но критически не хватает инфраструктуры, в первую очередь железнодорожной. Предполагается, что сразу после принятия закона можно будет немедленно начать расширение железных дорог в «узких местах» – и особенно на Байкале.
Российские власти решили облегчить себе разработку природных богатств и их транспортировку по стране в восточном направлении
Этот закон – ясное свидетельство экономической и экологической близорукости текущей политики. В бесконечных попытках упростить «собирательство» природных ресурсов России законодатели не осознают последствий своих решений. Причина – упадок профессиональной экспертизы в стране.
Напомню, что в 2007 году уже была попытка «побыстрее» построить нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» прямо через зону катастрофических землетрясений на северном побережье Байкала. Времена были не чета нынешним, протесты и митинги позволили перенести маршрут нефтепровода. Сегодняшний законопроект так же резко усиливает нагрузку на природные экосистемы в их самом хрупком и уязвимом месте – в непосредственной близости от озера Байкал. И позволяет не считать, что будет (например), если в этих местах произойдёт розлив каких-нибудь экспортируемых в Китай химикатов.
Изъятие земель заповедников или упрощение экологических экспертиз на Байкале кажется авторам законов хорошей возможностью поправить дела в экономике. Но что мы все будем делать, когда ресурсы, изъятые с разрешения таких законов, закончатся? На этот вопрос ответов нет.
Пример такого поведения мы видим в регулировании государством лесоводства на сельхозземлях. Государство говорит, что ему нужно больше пашни, чтобы произвести больше еды. Но не говорит, как оно этого добьётся, распахивая худшие земли страны. Ведь мы это проходили и хорошо помним про целину и кукурузу: проверено, что если вкладывать деньги в худшие земли, в худших сельхозпроизводителей, то продовольствие всё равно придётся покупать за рубежом. Так в чём смысл запрещать лесоводство и одновременно тратить бюджетные деньги на программу «Новой целины», принятую год назад? Это фактически разворот от эффективного сельского хозяйства к неэффективному: предметом поддержки является не урожай, а площадь освоенных земель. Повторяется история Хрущева, который распахал целинные и залежные земли в Казахстане, но полученное зерно по логистическим причинам не попало в товарный оборот, и теперь в Казахстане из распаханных 40 млн. га целинных земель в обороте осталось только 5 млн. га.
Фактически шаг за шагом воспроизводится советская модель экстенсивного управления природными ресурсами, в том числе возобновляемыми, которые во всём мире используются интенсивно. На это наложилась депрофессионализация чиновников.
Шаг за шагом воспроизводится советская модель экстенсивного управления природными ресурсами, в том числе возобновляемыми, которые во всём мире используются интенсивно
Отдельно можно обсудить тему лесных пожаров – самого видимого и разрушительного бедствия, отношение к которому у населения России резко отрицательное. Тем более, что не смотря на многие ритуальные заявления по этой тематике, сделанные чиновниками за последние годы, ситуация фактически не изменилась.
Весной у нас больше всего горят сельхозземли и леса на них, а летом – обычные леса. Реальной причиной этих пожаров является не климат, а то, что государство заставляет их жечь. К сожалению, по текущим нормам сжечь растительность на своём участке (с риском возникновения пожара) дешевле, чем получить штраф за неё: штраф за деревья, растущие на сельхозземлях, составляет 750 000 рублей, а штраф за нарушение пожарной безопасности максимум 4 000 р. Выбор граждан очевиден. Именно эти рукотворные пожары чаще всего переходят на обычные государственные леса. В результате такой политики Россия горит каждый год, ситуация не меняется – законодателям нет дела до проблем граждан и природы.
Чтобы радикально снизить число пожаров, нужно буквально два мероприятия. Первое – убрать штрафы и наказания за лес на сельхозземлях, чтобы у владельцев земли не было соблазна его жечь под угрозой штрафа. Второе – ввести мораторий на любые санкции за не-очистку лесосек. Сейчас все порубочные остатки в лесу жгут, хотя они могут перегнить и сами. Неустойки огромные, это пятикратная нормативная стоимость очистки, и с целью пополнения бюджета их включают практически всем лесопользователям. Соответственно, лесопользователю проще всё сжечь на своих делянах, особенно в пожароопасный сезон, когда лес и так хорошо горит. Чиновники склонны наказывать граждан за несуществующие прегрешения, а не стимулировать к чему-то ответственному, и две этих истории дают огромный вклад в пожары
Пока же эпоха «собирательства» ресурсов продолжается.
Автор – политолог, политик, бывший координатор штаба Навального в Иркутске.