Система исламского образования могла быть стать потенциальным решением проблемы радикализации молодежи. Однако меры по его регулированию зачастую не соответствуют реальному положению вещей. Как стоит реформировать эту систему, читайте в очередном совместном материале проекта «Рефорум» и Riddle (полный текст здесь).
Северный Кавказ – лидер по числу исламских образовательных учреждений в России: из примерно 100 организаций, зарегистрированных минюстом, большая часть приходится на Чечню и Дагестан.
С момента распада Советского Союза на Северном Кавказе возникла широкая сеть исламских учебных заведений, появление которой было ответом на растущий запрос населения на религиозное самовыражение. Современная система исламского образования, как и в прежние времена, состоит из нескольких уровней. Первый, начальный, зарождается в семье и религиозных группах в мечетях. Он направлен на формирование духовно-нравственного потенциала. Второй уровень, базовый, представлен медресе и связан с овладением навыками обучения и развитием практических компетенций. Третий уровень связан с исламскими вузами и даёт возможности профессионального совершенствования.
Повышенный спрос на исламское образование связан и с определенными вызовами:
- Молодые люди выбирают исламские учебные заведения как религиозную траекторию карьеры, однако на деле зачастую сфера деятельности выпускников ограничивается духовной или научной областями. В итоге приходится искать альтернативные варианты, в том числе, например, работу в системе ФСИН по предотвращению радикализации заключенных.
- Невозможность удовлетворения запроса на религию в полном объеме. Тот уровень подготовки, который предоставляют исламские учебные заведения, может быть легко перехвачен радикальными течениями, предлагающими молодым людям яркие картинки своей деятельности и использующими агрессивные техники рекрутинга.
- Фокус исламских вузов на корановедении в его базовом воплощении – чтении и заучивании текста Корана. В условиях отсутствия предметов, направленных на выработку навыков самостоятельного толкования священного текста, студенты и выпускники оказываются особенно подвержены влиянию различного рода толкований, в том числе радикального характера.
- Невписанность исламского образования в общеобразовательное пространство России и кадровые потоки российского рынка труда – речь о слабом регулировании со стороны государства этой части образования и отсутствии единых дипломов, которые могли бы упростить трудоустройство.
Базовый посыл государства по отношению к исламским вузам – призыв к стандартизации учебных планов и программ, а также расширение спектра преподаваемых дисциплин за счёт светских предметов. Стоит учитывать, что исламские вузы на Северном Кавказе во многом выполняют функцию социализации той прослойки молодёжи, которая может быть склонна к радикализации и у которой есть сильный запрос именно на религиозную составляющую образования. Перспектива получить «стандартное» университетское образование, пусть и с исламоведческим уклоном, не будет соответствовать стратегиям выстраивания их самоидентификации.
Исламские вузы на Северном Кавказе во многом выполняют функцию социализации той прослойки молодёжи, которая может быть склонна к радикализации
Идея выстраивания единой, унифицированной по стандартам светского образования системы смотрится как минимум искусственной и оторванной от реальных запросов на образование со стороны исламских общин. Исламовед Игорь Алексеев называет создание такой системы вопросом чисто техническим, но отмечает, что получится она какой угодно, только не исламской: «В лучшем случае это будет светское образование с исламоведческой составляющей, годное для подготовки функционеров и администраторов в сфере государственно-конфессиональных отношений, но оно не будет иметь никакого веса в религиозной среде, так как квалификация мусульманского ученого – богослова и правоведа – ни в какой мере не определяется государственными образовательными стандартами Российской Федерации».
В контексте возможного реформирования системы исламского образования в России можно выделить два измерения.
Первое, краткосрочное, связано с модернизацией самого формата преподавания в сторону добавления пула общегуманитарных предметов и дисциплин, способствующих выработке у студентов навыков критического мышления и самостоятельного толкования текстов. В перспективе это может стать основой для формирования основ «традиционного для России» ислама и собственной теологической школы.
В долгосрочной перспективе можно было бы обратиться к опыту ведущих мировых религиозных образовательных центров и выстраивать брендирование системы российского образования по их образцу и с отсылкой к ним, а также наладив подготовку собственных квалифицированных кадров. Это могло бы способствовать как поддержанию высокого авторитета образовательных учреждений среди молодежи, в том числе склонной к радикализации, и притоку студентов в университеты, так и в дальнейшем – решению многих кадровых вопросов, поскольку выпускники получили бы возможность работать не только в научной и духовной сферах, но и на стыке религиозных и светских сфер.
Автор – старший научный сотрудник НИУ ВШЭ.