Как оппозицию лишили лавочек

Сооснователь Школы местного самоуправления о том, почему выиграть выборы для оппозиции – еще полдела и кто (и что) мешает независимым депутатам выполнять обещания.

Стратегия участия в выборах на всех уровнях, которой оппозиция придерживается вот уже несколько лет, продолжает приносить результаты, хотя и не такие впечатляющие, как раньше. Всё сложнее попасть даже в местный совет депутатов. Избиркомы по надуманным основаниям снимают оппозиционных кандидатов, а восстановить регистрацию через суд стало почти невозможно.

К тем же, кто пробился в местные советы, предъявляют резонный вопрос: где результат? Что именно сделали те же московские муниципальные депутаты на своих местах? Часы, провёденные в полиции и СИЗО за участие в несанкционированных акциях, никто, разумеется, не засчитывает.

А результатов часто нет или почти нет. Потому что даже там, где у оппозиции большинство, а у муниципалитетов вроде бы остались полномочия, серьёзных рычагов влияния у независимых депутатов нет.

Федеральная власть последовательно сворачивала местное самоуправление на протяжении последних 15 лет. Сегодня деятельность местного депутата ограничивается донесением до «настоящей власти» насущных проблем и попытками предотвратить разворовывание бюджета.

Результат в обмен на лояльность

Муниципальный депутат в Москве не может решить ни один вопрос без взаимодействия с управой или префектурой. Он вынужден лавировать между сохранением политической идентичности и необходимостью исполнять свой долг перед избирателями. В итоге эффективность депутата порой обратно пропорциональна его политической активности. В регионах мы наблюдаем, как оппозиционные депутаты стараются не афишировать свою аффилированность с оппозиционными проектами: перспективные инициативы опытный политик будет продвигать через ЕР. Так что реальные дела оппозиция делает тайно, а достижения приписывают себе её оппоненты. Парадоксальным образом местная политика убивает политику как таковую.

Возникает порочный круг: оппозиция идёт на выборы под лозунгом изменений, побеждает, но изменить ничего не может. Избиратели разочаровываются и на следующих выборах голосуют за проверенного единоросса.

Действующие депутаты массово жалуются на выгорание. Политические активисты, студенты, борцы с незаконной застройкой, защитники скверов и парков, которые пришли строить новую Россию, начав с обустройства лавочек в Митино, вскоре после выборов осознают, что не смогут обустроить ни Россию, ни лавочки.

Особенности национального лоббизма

Местное самоуправление окончательно встраивается в вертикаль власти через национальные проекты.

Правительство признало тотальную недофинансированность муниципалитетов – 70-80% бюджетов сельских поселений приходится на управленческие функции. Денег на реализацию своих полномочий у муниципалитетов нет. И вместо того, чтобы создать условия для бюджетной самостоятельности муниципалитетов, о чём ещё в 2013 году говорил Путин на заседании Совета по развитию местного самоуправления, у местной власти отбирают полномочия и ликвидируют поселения, объединяя в городские округа. А муниципальные полномочия начинают финансировать в рамках нацпроектов.

Почему это плохо? Потому что нацпроекты из временного явления становятся тотальными, а партия власти вводит монополию на добрые дела на всех уровнях.

У оппозиции отнимают последнее – благоустройство лавочек, – и все общественные начинания, на которых не стоит бренд власти, постепенно теряют право на существование.

Министр экономразвития Максим Решетников на заседании того же совета, но уже в 2020 году назвал реализацию нацпроектов «важнейшим событием в развитии местного самоуправления». Местное самоуправление должно радоваться, что с него снимают часть головной боли – ведь вопросы благоустройства, расселение аварийного жилья, дороги, спорт, культура, детские сады будут теперь финансироваться в рамках нацпроектов.

Проблема в том, что программы и бюджеты нацпроектов принимались без широкого обсуждения, зато позволили партии власти закрепить образ главных лоббистов и защитников. Перечень и описание нацпроектов не случайно совпадают с проектами партии «Единая Россия». Вот, к примеру, как партийный проект «Городская среда» расхваливается на сайте ЕР: «Партия добилась выделения денежных средств от государства для обустройства дворов и общественно-значимых объектов в городах России… Среди работ проводятся мероприятия по ремонту проездов во дворах, улучшению освещения, установке урн и ремонту скамеек».

Ресурсы в обмен на лояльность

А ещё деньги от нацпроектов достанутся не всем муниципалитетам и регионам. Губернаторам придётся бороться за них, доказывая свою эффективность, читаем – подтверждая уровень доверия к федеральной и региональной власти перед лицом администрации президента. Губернаторы рисуют себе результаты выборов на пеньках не из вредности, а исключительно во исполнение воли руководства.

В сети периодически всплывают сливы из местных администраций, где бюджетников убеждают голосовать за ЕР, иначе району или городу не достанется денег. Вспомните, как спустя три дня после победы Сергея Фургала на выборах губернатора Хабаровского края столица Дальневосточного Федерального округа перенеслась во Владивосток.

Что делать конкретному муниципалитету в ожидании включения в нацпроект «вода», в нацпроект «дорога» или «лавочка»? Либо рисовать на пеньке 146% за правящую партию, либо бунтовать.

Система костенеет, не оставляя пространства для самоуправления и инициативы. Вертикаль проникает в самую глубь, на наших глазах возвращается административно-командная система, которая в своё время подточила и разъела Советский Союз.

В итоге оппозиция, даже выиграв выборы, не в состоянии реально улучшишь ни экономическую, ни социальную ситуацию. Это не значит, что участие в местных выборах бессмысленно.

Но вспоминается известный анекдот: сантехник Петров начал перестройку, когда сказал, что надо здесь менять не кран, а всю систему. Вот и здесь при переустановке крана стоит помнить о системе в целом.

А значит, нужно продвигать альтернативную повестку, касающуюся развития МСУ, федерализации и справедливого распределения налогов внутри страны и регионов. Настаивать на создании условий для развития муниципалитетов.

Продолжать ли оппозиции участвовать в выборах? Да, но с открытыми глазами. Рассказывая кандидатам, каковы будут их реальные полномочия в случае победы. И не гоняясь за числом депутатов в совете – куда важнее качество потенциального депутатского корпуса и то, получится ли сохранить позиции независимых депутатов на следующем избирательном цикле.