Андрей Заякин: “Опыт сопротивления нужно превратить в коллективную монографию”

Многие помнят собрания «Библиотеки всемирной литературы», Хемингуэя, Чехова или Диккенса на книжных полках каждого уважающего себя дома. Своё место на этих полках должна занять и многотомная монография российских организаций гражданского общества, полагает журналист-расследователь Андрей Заякин. 30-летний опыт зондирования авторитарной системы и противостояния ей имеет огромную ценность для будущего. Кто и как должен писать эту монографию? Мы продолжаем цикл публикаций о российских учёных и их возможной роли в создании демократического государства.

— Андрей, Платон полагал, что лучшие властители — это правители-философы. Государство под руководством философов, учёных в целом — хорошая идея?

Нет. Хорошая идея — учёные, которые участвуют в управлении, не узурпируя власть. Которые придумывают механизмы, приносящие, по тому же Платону, максимальное общественное благо (даже если каждый, кто в них участвует, преследует исключительно свои эгоистические интересы).

— Какие именно учёные могут этим заниматься?

Думаю, любые. Дизайном общественно полезных конструкций могут заниматься математики, статистики, юристы, историки, специалисты по большим данным — все, кто знает, как устроено общество, знаком с теорией игр, теорией вероятности, статистикой и пр. Главное — не быть кабинетным мудрецом, работать в контакте с гражданским обществом. Ему правда нужны учёные, да и приличные учёные будут рады такой работе.

— Как такой дизайн может выглядеть?

Приведу совсем детский пример: не очень интеллектуальные и не слишком настроенные на общественное благо золотоискатели нашли золотоносный ручей и намыли песка. Теперь им надо его поделить. У них есть какие-то (очень ограниченные) представления о приличии, так что драться и убивать друг друга они не хотят. Вместо этого они зовут философа. Философ сам не делит песок, а предлагает механизм: один золотоискатель песок делит, а второй говорит, кому какая горка достанется.

Более сложный пример — история с коллегией выборщиков в США. Это архаичная и безумная на первый взгляд выборная система не обеспечивает победы большинства — но это и действенная мера против электоральных фальсификаций, тем самым позволяющая достичь общего блага. Избирком в Калифорнии, состоящий из продемократических предпринимателей Кремниевой долины, мог бы запросто войти в сговор в пользу демократов — но ему это невыгодно, так как в этом штате победа и так обеспечена. А в колеблющемся штате сговор проблематично организовать и легко раскрыть, так как тебя окружают и демократы, и республиканцы.

Если вы поставите железный лист, он упадёт, если попробуете на него залезть — согнётся. Но если вы его согнёте или сделаете из него коробочку, то он не упадёт и на нём можно даже стоять. Социальные конструкции, подобные тем, о которых я говорю, дают гражданскому обществу эти ребра жёсткости.

— А в российском институциональном дизайне (довоенном, конечно) были элементы, отвечающие этим требованиям?

Да, были. Они были несовершенны, не смогли предотвратить апокалипсис — но они позволили довольно долго ему сопротивляться.

Вот простейший пример институционального дизайна, который позволил достичь общественного результата. С 2013 по 2022 год я занимался общественной экспертизой чиновничьих диссертаций. Мы могли это делать с ненулевым выхлопом, потому что в системе было это ребро жёсткости: в положении о присуждении учёных степеней сказано, что любое лицо может оспорить законность и обоснованность присуждение любой учёной степени. Это небольшая клаузула породила огромную волну гражданского активизма в академической сфере, огромную публичную дискуссию о репутации, о честности присуждения учёных степеней, поразительно объёмную административную практику (к 2022 году года более 1000 человек было лишено учёной степени, прошли десятки судебных разбирательств). Потом система всё это переварила — но злодеям был нанесён серьёзный удар.

Еще одна совокупность норм, которая помогала сопротивляться происходящему, — та, что касается публичности, гласности, подотчётности и прозрачности проведения выборов в России. Нормы, касающиеся прав наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса, поучастковой публикации результатов голосования, позволили заглянуть внутрь системы и силами граждан, заинтересованных в честности выборах, и кандидатов, заинтересованных в честном подсчёте, следить за честностью выборов. Это ребро жёсткости простояло до момента, когда кандидаты были истреблены физически и не для кого оказалось защищать результаты выборов — окончательно это случилось в 2024-м, а по сути в 2020-21-м.

— Имеет ли смысл работать над созданием таких рёбер жёсткости сейчас, пока нет возможности реализации?

Такие проекты можно и нужно писать впрок. При их подготовке очень важно не перетеоретизировать: мерой принятия любых решений должна быть эмпирика. Для меня , например, очень важно наследие социологов и правоведов, долгое время работавших в Европейском университете в Санкт-Петербурге: они первыми породили в России практику массового анализа судебных и иных актов и юридических документов, благодаря чему стали вскрываться очень интересные факты про правоохранительную, судебную и правовую систему. Когда я писал две работы для проекта «Рефорум» — о судебной экспертизе и институте научных репутаций, — я сочетал эмпирическое знание, судебную и юридическую практику, которой сам занимался, и теоретико-игровые соображения.

Весь опыт сопротивления гражданского общества, накопленный с 90-х и до 2022-го, нужно превратить в большую коллективную монографию — фидбэк на дизайны 90-х и начала нулевых, когда мы смели полагать, что что-то в этой системе делается для общественного блага, а не для интересов Кремля и его обслуги. Хотя большинство рёбер жесткости сломано, этот опыт — что работает, что не работает и почему, опыт зондирования авторитарной системы и противостояния ей, — имеет огромную ценность для будущего.

«Голос» такие монографии про выборы уже писал, эта часть работы сделана. Крупное наследие есть у «Мемориала», но его нужно расширить, нужен рассказ не только о поиске и увековечивании жертв, но и о самой организации, мемориал «Мемориала». ФБК может описать опыт партийного строительства, проведения кампаний и противодействие силовому давлению. Роскомсвобода может описать свой опыт противостояния с Роскомнадзором (единственная борьба, которая в России ещё не проиграна), ОВД-Инфо — свой опыт противостояния полиции и судейскому произволу. Конституционные юристы могут зафиксировать историю демонтажа российской Конституции и падения Конституционного суда.

Описывать всё это надо не в духе передовицы New York Times, а «коротенько — томов на 10-20». Эту метакнигу нужно составить быстро, пока перечисленные общественные объединения держатся вместе.

— А как сделать, чтобы эта метакнига не затерялась, чтобы её прочитали, условно говоря, все неравнодушные?

Искать эти самоописания по сайтам, которые постоянно переезжают, будет муторно. Поэтому монографию нужно издать как многотомник. Чтобы он занял две (мне кажется, не меньше) полки в каждой уважающей себя библиотеке, включая Российскую государственную библиотеку на Воздвиженке.