Социальная работа — это форма взаимопомощи, идущая от человека (или государства) к человеку или группе людей в трудной жизненной ситуации.
Социальной работой занимаются не только социальные службы: помощь оказывают НКО, медицинские учреждения и специальные отделы на некоторых предприятиях и в организациях. Любая помощь, которая улучшает условия жизни другого человека или помогает ему справиться с трудностями, по сути и есть социальная работа. Именно социальной работой занимаются равные консультанты в ВИЧ-сервисных организациях, родители детей с инвалидностью, помогающие другим родителям, менеджеры НКО, помогающие своим благополучателям найти психологов или крышу над головой, и т.д. и т.п.
За 35 институт соцзащиты в России прошёл несколько этапов формирования. В начале 90-х система социальной помощи откликнулась на экономические кризисы и пыталась частично компенсировать населению убытки и потери. В 1996-2005 годах крупные институциональные реформы изменили систему помощи по европейскому образцу: появилась система услуг, каждая их которых имела свою ценность, а поставщики услуг были разделены между структурами социальной помощи. А начиная с 2006–2007 годов социальная работа в России развернулась в сторону социально-демографического развития и пенсионного обеспечения граждан. В 2015 году был принят индивидуальный подход к клиенту, количество услуг расширилось, а часть из них стала платной, за счёт чего зарплаты соцработников выросли. Однако вместе с этим усилилась бюрократизация услуг, активно насаждался плановый подход к оказанию услуг; планы и отчёты снизили качество самих услуг, количество пересилило качество. После начала полномасштабного вторжения появилась новая категория людей, нуждающихся в социальных услугах, которая за последние два года стала приоритетной: мобилизованные и члены их семей.
Этапы развития социальной работы в России
1990-е
Профессионализация сектора: поддержка нищающих групп
На фоне ухудшения уровня жизни, роста цен и снижения доходов возникает потребность в поддержке нищающих людей, особенно из уязвимых групп: одиноких матерей, пожилых, людей с инвалидностью, многодетных и т.п.
В декабре 1991 года президентским указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.
Массово закрываются и ликвидируются предприятия, люди лишаются рабочих мест и остаются без средств к существованию; проекты социальной защиты направлены на содействие занятости населения (например, сокращение рабочего времени без сокращения численности рабочих, льготы и компенсации уволенным, переквалификация и др.). Президент Борис Ельцин выпускает указ по квотированию рабочих мест для людей с инвалидностью.
Апрель 1991 года
Появление специальностей, помощь безработным
Весной 1991-го в квалификационный справочник добавили специальности «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе».
Продолжается разработка законодательства в области социального обеспечения.
Август 1993 года
Концепция развития социального обслуживания населения: переход к европейской системе
Концепция развития социального обслуживания знаменует отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах. Это переход на комплексный уровень социальной помощи, не ограничивающийся исключительной компенсацией экономической уязвимости.
Система социальных служб начинает работать на трёх уровнях: государственном, муниципальном и негосударственных институтов помощи. В основном они оказывают материальную помощь, помощь на дому и в стационаре, искали и предоставляли временный приют. В их обязанности входит организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация, социальная помощь.
Изменилась и схема финансирования: социальные программы начали оплачиваться не из налогов, как раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты населения и др. Часть финансирования осуществляется из региональных бюджетов.
Концепция предусматривает создание корпуса профессиональных служащих, формируется новая профессия со своим статусом, заработной платой, рабочими местами. Открылась сеть учебных заведений, обучающих специалистов в этой области.
1994-1995 годы
Фокус на пенсионное обеспечение
В 1994 году правительство выводит на первое место улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. Предусматривается индексация пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат для семей с детьми. Начинают развиваться территориальные социальных службы и различные формы обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.
В Министерстве социальной защиты создан Департамент социальной защиты, он занимается разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчётом государственных пенсий.
В мае 1995 года федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» становятся основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. 25 ноября 1995 года утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам.
1995 год
Создание сети социальных учреждений
С 1995 года создаётся сеть социальных учреждений, включая комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН), геронтологические центры, центры психолого-педагогической помощи населению, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям и др.
Август 2004 года
Закон «О монетизации льгот»
Федеральный закон о новой системе государственной поддержки льготников («О монетизации льгот») изменяет процесс предоставления социальных услуг и функционирование социальной работы на всех уровнях.
Закон предполагал разделение полномочий федеральной и региональной властей при реализации льгот и вызвал неоднозначное отношение в обществе: по всей стране прошли массовые протесты пожилых людей, пенсионеров и льготников. Эти льготные категории получили счета за ЖКХ, многократно превышающие суммы, которые пенсионеры оплачивали ранее — т.е. получили они меньше, чем предполагала компенсация. «Монетизация стала первой по-настоящему непопулярной реформой Владимира Путина — сугубо рыночной по духу, но крайне неудачной по исполнению», — писал тогда «Коммерсант». Всего в январе-феврале 2005 г. на улицу вышло около 500 000 человек.
Властям пришлось быстро искать способы снизить последствия ошибок. Правоохранителям и силовикам запретили применять жёсткую силу к протестующим старикам.
2003 год
Принят кодекс этики социальных работников
В 2003 году на основе рекомендаций международной федерации социальных работников разработан кодекс этики социального работника. Документ требует от помогающего специалиста соответствия «высоким нравственным стандартам поведения» и действий по предупреждению «возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей». Также кодекс требует от социального работника честности и постоянного повышения своего профессионализма (что в условиях ограниченной зарплаты и минимальных возможностей для развития представляется малореализуемой задачей).
Социальный работник «не должен позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или уменьшают гражданские или юридические права клиента», «не допускать унижения достоинства личности клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи», «должен предотвращать неквалифицированную и запрещенную практику социальной работы».
А ещё в кодексе до сих пор сохраняются, например, такие требования: «социальный работник должен действовать таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы на основании национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальной ориентации, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также исключить предпочтение, привилегии отдельным категориям населения».
1 января 2015 года
Цифровизация социальной помощи
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» трансформировал всю систему оказания помощи; большая часть ранее действовавших актов утратила силу, изменились ключевые понятия сектора — например, исчез термин «клиент социальной службы», вместо него появилось понятие «получатель социальных услуг». Исчезло и определение «трудная жизненная ситуация»: распределение помощи было отделено от объективных условий, с которыми гражданин не может справиться самостоятельно. Из числа тех, кто имеет право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные.
В каждом регионе появилась электронная база всех получателей социальной помощи или выплат. Часть помощи (в том числе часть помощи на дому) стала платной. Резко выросли зарплаты социальных работников, до того момента — одной из самых низкооплачиваемых профессиональных групп.
Негосударственный сектор социальной работы
Закон 1990-го года «Об общественных объединениях» сменил разрешительный порядок формирования общественных организаций на регистрационный, что дало возможность активно развиваться некоммерческим организациям.
Как правило, такие организации решают проблемы одной или нескольких групп, тогда как государство нацелено на решение социальных проблем населения в целом. При этом негосударственные организации привлекают к социальной работе представителей этих целевых групп, расширяя систему равной помощи. С развитием социальной защиты и формированием социальной политики появились формы взаимодействия государственного и частного сектора за счёт формирования социального партнёрства.
Официально зарегистрированные НКО имеют право на получение государственного финансирования. С началом полномасштабного вторжения возможности поиска финансирования были ограничены запретом на получение иностранных денег (за это можно было получить статус «иностранного агента»). Прекратило работу множество НКО, имеющих многолетнюю историю и помогающих миллионам.
Ряд НКО закрывал дыры в государственном финансировании и государственной помощи — это, например, помощь детям с тяжёлыми заболеваниями или ряд ВИЧ-сервисных программ. Сейчас, когда такие негосударственные структуры начинают закрываться, их целевые группы оказываются без привычной помощи.
После объявления экстремистским некоего международного ЛГБТ-движения ушли в подполье или закрылись ЛГБТИК-организации, организации, помогающие секс-работницам. В зоне риска находятся феминистские организации, которые помогают женщинам в ситуации насилия. Им приходиться отбивать атаки на шелтеры и офисы, из-за этого работа становится непрозрачной, а благополучатели просто не могут их найти. Помощь ЛГБТИК+ людям стала выглядеть опасной для специалистов — социальных работников, психологов, врачей.
2022 год — н. вр.
Социальная работа во время войны
С началом полномасштабного вторжения на территорию Украины в России появилась новая категория «граждан, нуждающихся в социальном обслуживании»: это мобилизованные и члены их семей. Сейчас это наиболее привилегированная группа «нуждающихся», для которой социальные бонусы (например, путевки в детские лагеря, устройство в детский сад, пищевой паек и т.п.) предоставляются в первоочередном порядке. До войны их место занимали многодетные семьи, малоимущие граждане и т.п.
За предоставлением помощи этой категории лиц следят очень внимательно: руководителями социальных служб ведётся строгая отчётность. Если социальный работник или служба по каким-то причинам отказали в услуге или предоставили её мобилизованному или члену его семьи некачественно, виновных строго наказывают.
Вполне вероятно, что в ближайшем будущем будут созданы отдельные центры социальной помощи мобилизованным и членам их семей либо создадутся полноценные отделения для них на базе Центров помощи семьи и детям.
В начале февраля 2024 года министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил, что из российского бюджета выделят более 70 млрд рублей на реабилитацию получивших ранения в зоне проведения СВО.
Ещё до полномасштабного вторжения стало понятно, что в государственных социальных службах как таковой социальной работы производится не так много, как хотелось бы. А вот отчётности, бумаг, так называемого «проставления услуг» в достатке.
К примеру, на постоянном обслуживании у специалиста по социальной работе в России обычно 17-25 клиентов, в то время как в Европе не более 6-8 человек или семей. При этом услуги зачастую формальны. Например, в отчёте специалиста, работающего с неблагополучными семьями, можно увидеть: «проведена беседа, направленная на формирование позитивного отношения к жизни», «проведено формирование установок на законопослушное поведение, ЗОЖ, ответственное отношение к своему будущему» и т.п. Не хватает инструментов, направленных на организацию реальной помощи благополучателям, нет возможности индивидуально заниматься каждым человеком, знать его потребности и создать пространство для их реализации.
Социальная работа в России всегда была довольно сложной психологически и малооплачиваемой, а теперь стала ещё и опасной. На сотрудников давит руководство и бывшие мобилизованные, которые манипулируют свалившейся на них властью и правами. Социальным работникам приходится участвовать в митингах, подделывать результаты выборов, привлекать мужчин к мобилизации. Этические кодексы, ориентировка на европейские критерии социальной работы, да и комфорт и поддержка при её исполнении отпадают за ненадобностью. Социальная работа теперь не только полностью подчинена и регулируется государством, но и обслуживает его милитаристские прихоти. Одно из последствий — волна увольнений, прокатившаяся по социальным структурам в последние два года.