СМИ и свобода слова

Свобода слова – это право человека свободно выражать своё мнение, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Это право упомянуто в ряде международных и российских документов, среди которых «Всеобщая декларация прав человека» (ст. 19), «Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (ст. 10) и Конституция Российской Федерации (ст. 29).

Свобода слова в постсоветской России была закреплена и в Законе о СМИ. Однако фиксация основных принципов гласности и запрета цензуры не помешали крупнейшим СМИ перейти сначала под олигархической, а затем под государственный контроль. Правкам, сужающим понятие «свободы слова», подвергалось и подвергается и само законодательство.

Исследователь истории отечественных СМИ Наталия Ростова замечает: «Горбачев дал свободу СМИ. Это не было требованием общества или журналистов. Очень легко она далась. И как-то легко можно было променять ее на деньги, чем многие активно занялись. В период Ельцина была громадная свобода. В некотором смысле даже это можно назвать анархией. Так, как критиковали Ельцина, не критиковали никогда и никого из лидеров в нашей стране. Но почему журналисты сами стали отказываться от свободы, не знаю, не могу понять. Столько всего произошло за 30 лет. Разочарование и бесконечный повтор одного и того же кино. На СМИ давили, давят и будут давить. Для независимости СМИ ведь нужно еще самое главное, чтобы обществу это было нужно. А общество изменилось, общество разочаровалось в журналистах. Людям не нужна свободная журналистика».

1987 год

Пленум ЦК КПСС. Переход к гласности
На январском пленуме ЦК КПСС Горбачев представил основные направления реформ в стране, среди главных приоритетов – «расширение гласности, критики и самокритики во всех сферах жизни общества». Пленум постановил разработать правовые акты, гарантирующие гласность.В своём докладе «О перестройке и кадровой политике партии» Горбачев отметил, что «в качестве активно действующих принципов жизни все больше утверждаются гласность, правдивость в оценке явлений и событий, непримиримость к недостаткам, желание улучшать дело» и что «советские люди хорошо ощущают благотворное воздействие гласности, которая становится нормой жизни общества».
В 1987-м начали работу важнейшие перестроечные телепрограммы: прямоэфирная передача «До и после полуночи», «600 секунд», «Взгляд». Объем прямого вещания всего за два года – за 86-й и 87-й – увеличивается в 30 раз. Прекратилось глушение «Би-би-си» и «Голоса Америки».

Вадим
Медведев

Председатель идеологической комиссии ЦК КПСС (сентябрь 1988 — июль 1990), член президентского совета, советник президента СССР (июль 1990 — декабрь 1991).

В сентябре 1998 года Вадим Медведев стал главой Идеологической комиссии ЦК КПСС. Главный идеолог страны должен был принимать решения, основываясь на коллегиальных обсуждениях, он же готовил в 1988-м к публикации «Архипелаг ГУЛАГ Александра Солженицына: «Партийное влияние на органы прессы сохранялось, но уже без вмешательства. [Журналисты] ее [гласности] добивались всегда, но прежде не удавалось… Кардинальную роль сыграли решения, связанные с изданием Солженицына. Это была конкретная ситуация, когда разрешается публикация произведения, носящего не коммунистический, не советский, а даже антисоветский, критический характер».

23 сентября
1989 года

Появление независимого информагентства (Интерфакс)

Одно из первых независимых новостных агентств в стране было создано как совместное предприятие Московского радио Гостелерадио СССР и советско-франко-итальянского предприятия «Интерквадро». Агентство упрочило репутацию независимого СМИ во время освещения Январских событий в Прибалтике в 1991-м – оно даже было временно закрыто, а его имущество конфисковано распоряжением Леонида Кравченко, главы Гостелерадио, у которого агентство арендовало помещения. Новые помещения в здании Верховного Совета РСФСР помог найти лично Борис Ельцин. Вскоре «Интерфакс» стал серьезным конкурентом государственному ТАСС и постоянно реформируемому агентству «Новости».

14 марта
1990 года

Отменена шестая статья Конституции СССР о главенстве КПСС

Третий Съезд народных депутатов СССР принял решение об отмене шестой статьи Конституции о главенстве КПСС, аннулировав идеологическую и организационную монополию партии, в том числе и на издание СМИ.

15 марта Михаил Горбачев стал первым и единственным президентом СССР.

Критика закона «О печати»

По мнению исследователя СМИ Эллен Мицкевич, слабостью закона было то, что он не затрагивал вопросов государственной монополии на печать и высоких расценок на ее распространение. Кроме того, закон подразумевал получение регистрации всеми СМИ, а не только вещателями, то есть изначально ограничивал свободу создания и печатных СМИ. В большинстве демократий государственные органы лицензируют только вещание, в связи с природной ограниченностью теле- и радиочастот.

Помощник Михаила Горбачева Георгий Шахназаров указывал на принципиальное расхождение законодателей по двум позициям. Первая – за кем закрепить право назначать и снимать главного редактора, за издателем или за редакционным коллективом: «Я стоял за первое решение, ссылаясь, в частности, на то, что повсюду в мире последнее слово в таких вопросах принадлежит именно издателю. Предположим, партия издает свою газету, и ей не нравится линия главного редактора, а коллектив редакции за него горой. Что же, неужели эта партия будет терпеть такое положение? Да она просто перестанет финансировать газету и начнет издавать другую. <…> С другой стороны, отдавать власть коллективу, девять десятых которого даже не журналисты, а корректоры, работники типографии, отдела распространения и других вспомогательных служб, явно не следовало».

Второй спор разгорелся вокруг вопроса о том, может ли издателем газеты стать частное лицо. К моменту принятия закона, отмечает исследователь Олеся Кольцова, существовало около 600 изданий, которые печатались частными издателями и которые никто уже не цензурировал, но тиражи их были небольшими — до 10 тысяч. Статья проекта, о которой шел спор, позволила самиздатовским изданиям стать официальными.

Спустя годы Шахназаров по-прежнему сетовал, что законодателям «не удалось поставить заслон перед частным владением»: «Не должно быть концентрации СМИ в одних руках сверх определенного предела… Можно признать допустимой и даже желательной частную собственность, но с определенными исключениями. И в первую очередь речь должна идти именно о средствах массовой информации, этом мощном оружии воздействия на умы, которое, попав в частные руки, способно натворить множество бед».

29 мая
1991 года

Борис Ельцин избран Председателем Верховного Совета РСФСР. Создание республиканских СМИ

Ельцин начал политическую борьбу за создание системы российских СМИ, неподотчетных центру. 13 июля Верховный Совет РСФСР учредил Государственное телевидение и радио РСФСР, а 14 июля образована Всероссийская телевизионная и радиовещательная компания. Председателем назначен Олег Попцов, генеральным директором — Анатолий Лысенко.

В России появилось Министерство печати и массовой информации, первым главной стал Михаил Полторанин.

27 декабря
1991 года

Принят закон РСФСР «О средствах массовой информации»

Закон установил запрет цензуры и создание юридических возможностей для учреждения и регистрации не зависящих от государства и политических партий газет, журналов, теле- и радиопрограмм, агентств новостей.

22 августа
1991 года

Начала вещание радиостанция «Эхо Москвы»

«Радио-М» начинает вещать на частоте средних волн 1206 кГц (прежде на ней выходил «Маяк»), позже оно станет радио «Эхо Москвы». Это первое разговорное, новостное, коммерческое радио в стране. Учредителями выступили Московский городской совет народных депутатов, факультет журналистики МГУ, редакция журнала «Огонек» и ассоциация «Радио» при Минсвязи СССР. «Эхо» станет заметным в январе 1991 года, при освещении событий в Вильнюсе, а настоящее общественное признание получит в августе 1991-го, когда будет единственной советской радиостанцией, представляющей разные точки зрения. За три дня путча она будет отключена из эфира четырежды, подтвердив один из первых своих слоганов – «Свободное радио для свободных людей».

Осень 1993 года

Закрытие программы «600 секунд», приостановка выпуска «Советской России» и «Правды»

После победы над сторонниками Верховного Совета президентская сторона разобралась со своими главными критиками: 5 октября закрыта программа «600 секунд», накануне приостановлен выпуск газеты «Советская Россия», а газета «Правда» перестала выходить в свет впервые за всю ее историю. Министерство печати потребовало, под угрозой закрытия газеты, отставки ее главного редактора Геннадия Селезнева.

Осень 1993 года

Закрытие программы «600 секунд», приостановка выпуска «Советской России» и «Правды»

29 октября 1993 года указом президента Ельцина был создан Третейский информационный суд и утверждены «информационные гарантии для участников» выборов. Суд представлял собой неправительственную организацию, финансировавшуюся неправительственным фондом. Сопредседателями стали бывший президент США Джимми Картер и журналист Эдуард Сагалаев. Экспертами с американской стороны выступали, в частности, глава ABC, NBC, CBS news, российскую сторону представляли Игорь Малашенко, Олег Добродеев, Евгений Киселев, Олег Попцов, Алексей Симонов, Борис Грушин, Михаил Федотов, Александр Копейка и другие. Задачей Третейского суда была выработка предложений для освещения свободных выборов: подобного опыта у российских СМИ не было.

Анализируя работу третейского суда, профессор Анатолий Венгеров обозначил три причины его создания. Первая — «проблема политической справедливости — обеспечения равного доступа к средствам массовой информации участников избирательной кампании и равного использования ими этих средств», вторая — институциональное обеспечение этой справедливости, третья — международное значение и доказательство демократичной формы проведения выборов.«За неполные два месяца, — писал он, — Третейским судом было рассмотрено 157 жалоб и обращений. <…> Если бы не было специального органа для рассмотрения информационных споров, эти жалобы и обращения кандидатов, а также просьбы телерадиокомпаний разъяснить законодательство о предвыборной агитации могли бы основательно затруднить, если не вообще сделать невозможной, работу Центральной избирательной комиссии». По окончании избирательной кампании на основе Третейского суда была создана постоянно действующая Судебная палата по информационным спорам при президенте РФ.

Причины утраты независимости СМИ

Одна из причин потери независимости СМИ в России – экономическая: в начале 1990-х из-за либерализации цен подписка на прессу стала недоступной для многих россиян, критически упали доходы изданий. Большинство из них так и не смогло стать прибыльными и были вынуждены сменить собственников либо на государство, либо на крупных бизнесменов.

Значительную роль в падении тиражей 92-го года сыграл распад страны, поясняет Наталья Ростова. Численность населения в одночасье уменьшилась с 293 миллионов до 148 миллионов человек. Читателей потеряли 33 из 40 массовых изданий. «У газеты «Труд» тираж сократился почти на 6 миллионов экземпляров, у «Комсомольской правды» – на 5 миллионов, – отмечает исследователь СМИ Рафаил Овсепян. – Наибольшие потери понесли бывшие издания КПСС: «Деловая жизнь» («Партийная жизнь») набрала лишь немногим более 19%, «Диалог» – около 25%, «Правда» – около 40%, «Советская Россия» – немногим более 59% по сравнению с 1990 г. В 1993 г. ситуация на рынке прессы продолжала ухудшаться: резко возросли цены на бумагу, полиграфическое исполнение, доставку. Средства массовой информации все больше ощущали экономическую зависимость от правительства и финансовых структур».

Борис Березовский

Российский предприниматель, в 2003 году получивший политическое убежище в Великобритании.

В 1994 году Березовский был одним из инициаторов создания АОЗТ «Общественное российское телевидение» (ОРТВ), которое по указу Бориса Ельцина получило лицензию на вещание по первому частотному телеканалу. В декабре 1994 года Березовский стал первым заместителем председателя совета директоров ОРТВ. По некоторым сведениям, в 1994-1995 годах Березовский участвовал в организации кампании против московского мэра Юрия Лужкова и связанных с ним коммерческих структур.

В марте 1995 Березовский был заподозрен правоохранительными органами в причастности к убийству генерального директора ОРТВ Владислава Листьева. Вскоре после этого были уволены начальник ГУВД Москвы и прокурор города. С 1995 года Объединенный банк Березовского спонсировал возобновление издания «Независимой газеты», стал спонсором журнала «Огонек». Весной 1999 года Березовский купил 37,5% акций МНВК «ТВ-6 Москва», получив таким образом под свой контроль 75 процентов акций телекомпании. В июле 1999 года Березовский приобрел издательский дом «Коммерсантъ».

По некоторым данным, в 1999-2000 годах Березовский был инициатором и главным финансистом операции по передаче президентской власти от Бориса Ельцина Владимиру Путину.

Раздел рынка СМИ

К концу 1995 г. завершился первоначальный раздел рынка средств массовой информации между тремя группами, которые раньше других смогли оценить преимущества контроля над СМИ, писала кандидат политических наук И.М. Мусиенко: «Стоящие во главе этих групп Б.А. Березовский, В.А. Гусинский, А.П. Смоленский прочно заняли ведущие позиции на рынке СМИ и получили значительные преимущества по сравнению с другими конкурентами. Начиная с 1996 г. информационный рынок стали осваивать другие финансово-промышленные структуры. Речь идет, в первую очередь, о рынке печатных средств массовой информации. Электронные средства массовой информации также приобрели новых владельцев. Постепенно все электронные СМИ, за исключением государственного канала РТР, а также большинство крупнейших газет и практически все массовые журналы перешли под контроль тех или иных финансовых групп».

«Банкиры, финансисты, раскупив СМИ, устраивают информационные войны друг против друга, ‘слив компромата’ на неугодных политиков, — отмечал исследователь СМИ Александр Грабельников. — Эти внутренние ‘разборки’ на страницах газет и журналов, в эфире вытеснили на второй и третий план объективное отражение действительности общенациональных проблем. Центральные, в прошлом весьма авторитетные издания превратились, подобно ‘Правде Жириновского’, в рупоры отдельных лиц. ‘Комсомольская правда’ стала ‘Правдой ОНЭКСИМбанка и Потанина’, ‘Независимая газета’, ‘Огонек’, ОРТ – ‘Правдой Березовского’, НТВ, ‘Сегодня’, ‘Итоги’ – ‘Правдой Гусинского’. Каждая из этих ‘правд’ пытается выдать свои собственные корпоративные интересы за общенациональные. Союз журналистов России в своем докладе о критическом состоянии российских СМИ (сентябрь 1997 года) прямо указывает, что сегодня телевидение, радиовещание и газеты выражают мнения отдельных политических и финансовых (порой откровенно мафиозных) группировок. Открытой и напористой становится политическая ангажированность ведущих телеканалов страны».

В 2000-х ситуация не изменилась, поменялись лишь владельцы крупных СМИ. Сейчас это близкие к власти миллиардеры: https://www.forbes.ru/milliardery-photogallery/342463-pressa-milliarderov-kto-kontroliruet-rossiyskie-smi

Государство возвращает контроль над СМИ

Тезис об использовании своих СМИ олигархами стал главным, когда Владимир Путин пришел к власти и фактически национализировал повестку ОРТ и НТВ. В первом же послании Федеральному собранию в 2000 году новый президент отметил, что «экономическая неэффективность значительной части СМИ делает их зависимыми от коммерческих и политических интересов хозяев и спонсоров этих СМИ» и что все это «позволяет использовать СМИ для сведения счетов с конкурентами, а иногда – даже превращать их в средства массовой дезинформации, средства борьбы с государством».

За две недели до послания Совет безопасности России принял Доктрину информационной безопасности, которая была пропитана идеей усиления правительственного контроля за СМИ. В период выборов 1993, 1995 и особенно 1996 г. многие телеканалы и газеты действительно превращались в пропагандистские отделы властных структур, под видом «гражданской позиции» отстаивая интересы политической элиты, отмечают Балаян и Вишневский. Но после выборов определенная свобода слова все-таки возвращалась. В 2000-е процесс прекратился. Судьба НТВ в нулевые годы показала всем собственникам СМИ, каким образом следует действовать.

Исследователь СМИ Ольга Хвостунова констатирует, что к концу первого президентского срока Путина государственные структуры взяли под контроль (управленческий или финансовый) более 70% электронных СМИ, 80% региональной прессы и 20% общефедеральных изданий.

Балаян и Вишневский замечают, что в настоящее время федеральные телеканалы (Первый канал, «Россия-1», «Россия-24», НТВ, Пятый канал) в целом одобряют проводимый президентом курс и действия правительства (последние иногда все же критикуются). Практически не предоставляется слово тем политикам и общественным деятелям, которые могут аргументированно критиковать курс президента и высказывать сомнения правильности проводимой им политики. Де-факто (хотя и не де-юре) существуют «черные списки» оппозиционных политиков, кого не приглашают на передачи и чья точка зрения не цитируется.

2010-е

Появление гибридной цензуры: Роскомназдор, УК и закон о «иноагентах»

Власть разработала набор инструментов давления на СМИ: репрессивные законы и регулирование, правовые санкции (иски о клевете и защите чести и достоинства), выкуп медиаактивов или введение в управление лояльных государству руководителей.

https://reforum.io/contents/uploads/2021/10/mediareforma.pdf

В 2008 году, когда все федеральные телеканалы и крупнейшие газеты уже были под государственным контролем, был создан Роскомнадзор. Опираясь на N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и другие, ведомство начало блокировать сайты и штрафовать редакции – как правило, критически настроенные к власти. К примеру, 26 июля 2021 года были заблокированы все медиапроекты Алексея Навального, включая сайты «РосЖКХ» и «РосЯма».

Массовые протесты 2011-2012 годов и особенно российская аннексия Крыма 2014 года стали переломными точками для политической системы и, как следствие, для медиасистемы https://reforum.io/contents/uploads/2021/10/mediareforma.pdf. К тенденциям по огосударствлению СМИ добавилось создание мощного пропагандистского аппарата, чья работа была направлена не только на внутреннюю, но и на внешнюю аудиторию.

Отличительными чертами 2010-х стали: резкое ужесточение законодательного регулирования СМИ (с 2012 года принято около 20 репрессивных федеральных законов, касающихся работы медиа), атаки на оставшиеся независимые медиа, усиление пропагандистских и дезинформационных кампаний.

2020-е

Главным орудием цензуры стал Уголовный кодекс.

Журналист «Медузы» Иван Голунов едва не попал в тюрьму по обвинению в продаже наркотиков. Журналистка «Радио Свобода» Светлана Прокопьева осуждена по статье «Оправдание терроризма» за авторскую колонку с размышлением о причинах, побудивших Михаила Жлобицкого взорвать себя в приемной архангельского УФСБ. Бывший корреспондент газеты «КоммерсантЪ» Иван Сафронов больше года находится в СИЗО по обвинению в госизмене, хотя суть инкриминируемого ему преступления до сих пор неясна коллегам и адвокатам. Полиция пришла с обыском в дом главного редактора издания The Insider Романа Доброхотова по уголовному делу о клевете, оставив Доброхотова в статусе свидетеля.

Год назад обыск у другого журналиста-«свидетеля» закончился трагедией: главный редактор нижегородского сайта «Коза Пресс» Ирина Славина сожгла себя перед зданием МВД. «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию», – написала она на своей странице в Facebook.

«В распоряжении власти не было классических старых инструментов – предварительной цензуры и партийного контроля над редакциями, зато были бюджетные деньги, методы экономического давления и широко распространённая готовность журналистов к самоцензуре в обмен на приличную зарплату, — отмечал медиааналитик Василий Гатов. — К 2020 году доля государственных денег в обороте СМИ сравнялась с рекламными доходами и выручкой от продаж копий/подписок; все аудиторно значимые издания и вещатели были повязаны системой государственных и муниципальных контрактов (что практически исключает оппозиционность и нелояльность). Небольшой, но громкий сектор независимых российских и оффшорных СМИ после этого стали пропалывать законом об иностранных агентах, применяя его как коллективно, так и индивидуально».

До декабря прошлого года в статусе «СМИ-иноагента» находились «Голос Америки» и все проекты «Радио Свобода». В 2012 году список пополнили «Медуза», The Insider, VTimes и другие. Список «физлиц-СМИ-иноагентов» состоит уже из 18 человек. Основания, по которым журналисты попадают в этот список, не ясны, а последствия дискриминируют: это необходимость создать юрлицо, раз в квартал отчитываться в Минюст обо всех своих расходах и «политической деятельности» и под угрозой штрафа ставить длинную и приписку к каждой своей публикации в СМИ или соцсетях: ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Но несмотря на негативные тенденции последних десятилетий, российские СМИ прошли через серьёзную эволюцию, адаптировавшись к современным рыночным условиям и технологическим вызовам. Вопреки растущему давлению государства в журналистике – прежде всего в независимом сегменте – сложились высокие профессиональные стандарты, а в последние годы даже наблюдается бум качественной расследовательской журналистики. Благодаря интернету и соцсетям в России, как и на Западе, развиваются гражданская журналистика и сетевой активизм.

Источники

  • Овсепян Р. «История новейшей отечественной журналистики».
  • Венгеров, А. Б. «Правовой авангардизм в информационном пространстве демократической России».// Под редакцией Ю. М. Батурина. «Третейский информационный суд и первые свободные выборы. Сборник нормативных актов и документов». «Юридическая литература», 1994.
  • Грабельников, А.А. «О российской государственной идеологии и информационной политике». Вестник Моск. Ун-та, сер.     10.       Журналистика. 1998.   №        6.
  • Балаян А. А., Вишневский Б. Л. Контроль государства за СМИ современной России.
    https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-gosudarstva-za-smi-v-sovremennoy-ros sii-prichiny-mehanizm-i-posledstviya-rasprostraneniya-postpravdy/viewer