Культура – это совокупность видов деятельности человека в разных её проявлениях. Необходимо различать культуру, культурную деятельность человека и культурную политику государства.
С конца 1980-х годов до 2022 года российская культурная политика прошла долгий путь, вернувшись к своему началу. 1990-е и первая половина нулевых стали периодом отказа от прежнего, советского, патерналистского подхода к культуре в обществе и государстве. Было положено начало переходу культуры на рыночные условия существования и функционирования. Однако этот процесс не завершился, поскольку был тесно связан с политикой государства в других сферах, и в десятых годах, а тем более в начале 2020-х российская культура вернулась в то состояние, в котором была до перестройки. Государство вновь перешло в режим главного заказчика, спонсора и оценивателя культурной деятельности, лишив художников – в широком понимании этого слова – самостоятельности.
История культурных реформ в России
Изменения в сфере культуры стали знаковыми для периода перестройки, объявленной генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым. Курс на гласность как обязательное условие демократизации устранил идеологический контроль государства и партии над культурными деятелями и запустил позитивные процессы для режиссёров, писателей, музыкантов. Произошёл расцвет авторского, в том числе национального кино. Стали возможными публикация прежде запрещённой литературы и творческие эксперименты. Открыто начали выступать рок-группы, которые прежде считались идеологически чуждыми советской культуре.
Советские читатели, зрители, слушатели открыли для себя творчество русской эмиграции разных периодов и ближе познакомились с представителями западной культуры в целом, которая прежде была доступна им в строго дозированном и идеологически фильтрованном виде. Алексей Юрчак в книге-исследовании последнего советского поколения «Это было навсегда, пока не кончилось» отмечает со ссылкой на слова свидетелей этой «культурной революции», что для советских людей новая культурная волна одновременно была и незнакома, и ожидаема – что в целом облегчило её проникновение в новое советско-российское общество.
9 октября 1992 г.
Верховный Совет РФ утвердил «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»
Государство брало на себя обязанность по созданию условий развития национальных культур страны, обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, ценностей и благ, связанных с культурой, охрану памятников культуры, а также обеспечение свободы культурного самовыражения и реализации талантов и преодоление монополии в области культуры.
Были приняты законы «О музейном фонде РФ…», «О библиотечном деле», «О государственной поддержке кинематографа РФ», государственные программы сохранения и развития культуры и искусства, которые обозначали роль культурной сферы в формировании гражданского общества.
В 90-е вырабатываются три главных принципа культурной политики государства, которыми РФ будет руководствоваться до десятых годов XXI века:
- принцип проблемно-целевой ориентации культурной политики, который предполагает не столько управление учреждениями и территориями, сколько выявление и решение государственными органами глобальных проблем,
- принцип самоорганизации культурной жизни, который исключает «идеологическое» или административное давление на учреждения культуры или отдельные группы граждан, объединившиеся для реализации собственных культурных проектов,
- принцип обеспечения многообразия, который обязывает государство способствовать развитию множеств альтернативных проектов, программ, концепций в сфере культурной деятельности.
Запрет цензуры, снятие ограничений на свободу творчества, но вместе с тем снижение культурных потребностей населения и бюджетного финансирования изменили культурный ландшафт страны. Прежние культурные институты и учреждения вроде государственных киностудий в 90-е столкнулись не только с отсутствием бюджетного финансирования, но и с конкуренцией со стороны независимых продюсерских центров. Вместо связанных с государством книжных издательств появились независимые издательства и типографии. При этом в 90-х ещё не сложилось ни частного массового кинопроката, ни внятной системы дистрибуции книжной продукции. Государство фактически отказалось от поддержки этой сферы, предоставив рынку возможность самостоятельно регулировать этот вопрос.
Принятые федеральные программы поддержки отечественной культуры на 1993-1995 и 1997-1999 годы не были профинансированы в должном объёме: по первой программе учреждения культуры получили менее трети запланированных средств, по второй – 45%.
Впоследствии этот период в истории России будут критиковать как раз за самоустранение государства из различных сфер общественной жизни, в том числе, культурной. Фактическую передачу культуры на самообеспечение назовут крупнейшей ошибкой руководства страны и обвинят проводников этой политики в «оболванивании» и резком падении культурного уровня населения.
Персона
Никита Михалков
Известный советский и российский кинорежиссёр и общественный деятель, происходит из семьи российских дворян и одновременно деятелей культуры советского периода. Его отец – автор текстов двух гимнов СССР (версии со Сталиным и без Сталина) и современного гимна России, основанного на гимне СССР.
Будучи уже известным и востребованным артистом и режиссёром, Михалков в конце 1980-х создал собственный продюсерский центр, а в 1993 году возглавил Российский фонд культуры. С 1990-х Михалков активно занимался политической и общественной деятельностью, при этом периодически меняя свою позицию. Так, в 1993 году он поддержал вице-президента Александра Руцкого в противостоянии с президентом Борисом Ельциным и даже обращался к мировому сообществу с просьбой содействовать смене власти в России, в 1996 году поддержал Ельцина на выборах президента, а в 2020-х выступил с резкой критикой Ельцина и начал борьбу за закрытие Ельцин Центра в Екатеринбурге.
Михалков называет себя сторонником «просвещённого консерватизма». В манифесте, который он выпустил в 2010 году, говорится о тлетворном влиянии либерализма на умы людей. С 2011 года Михалков вёл видеоблог в Живом журнале под названием «Никита Бесогон», с 2014 года начал вести программу на ВГТРК (затем на канале «Спас») под тем же названием, в которой подвергает критике современную культуру, нетрадиционные отношения, либеральное общество и распространяет конспирологические теории – например, о вакцинации.
Михалков оказал колоссальное влияние на современную российскую культуру, будучи не только режиссёром и общественным деятелем, но и продюсером: большая часть патриотических блокбастеров последнего времени снята при участии его студии. Посредством этих фильмов Михалков создавал мифологический образ царской России прошлого как благословенной страны и примера для нынешних руководителей.
В 1999 году впервые в истории новой России сфера культуры была профинансирована на 100%. С 1995 года фактическое бюджетное финансирование культуры не достигало половины от требуемого и даже планируемого уровня. При этом даже в 2000 году ассигнования на культуру и искусство составляли около 0,55% от бюджета Российской Федерации, несмотря на то, что законодательно была установлена нижняя граница нормативов бюджетных расходов на культуру – 2% от бюджета страны.
В сферу культуры в конце 90-х продолжает приходить частный бизнес, однако теперь его присутствие носит более цивилизованный характер. Частные инвесторы и спонсоры финансируют не только массовое искусство (например, поп-музыку), но и элитарное, авторское. Появляются антрепризные театры, рассчитанные на «понимающего» зрителя, начинают формироваться частные коллекции современного искусства, снимается авторское кино.
В 1999 году возобновляется в ежегодном режиме проведение Московского международного кинофестиваля, который ранее находился под угрозой закрытия из-за финансовых проблем – финансирование удалось найти новому президенту фестиваля Никите Михалкову. А за 9 лет до этого – в 1990-м – впервые проводится открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», призванный дать толчок новому российскому кино и кино на русском языке. Но действительно важным событием для кинобизнеса, а не для «творческой тусовки» он станет только в «нулевых».
14 декабря 2000 г.
Правительство под руководством Михаила Касьянова принимает новую федеральную программу «О культуре», рассчитанную до 2005 года
В ней впервые говорится не только о «поддержании», но и о «развитии» культурной сферы страны. Министерству культуры поручается организовывать и регулировать рынок, на котором действуют учреждения культуры – реализация стратегии возложена на нового министра культуры Михаила Швыдкого – профессионального искусствоведа и медиаменеджера.
В качестве положительных достижений предыдущего периода в программе отмечалось, что удалось преодолеть господство патерналистской психологии в сфере культуры и добиться расширения участия общества в поддержке культуры. Ситуация в отрасли характеризуется в документе как начало принципиально нового этапа устойчивого развития культуры. Главными приоритетами культурной политики программа называет поддержку многообразия культурной жизни, создание условий для диалога культур и формирование личности, обеспечивающую успешную модернизацию общества. А среди критериев оценки эффективности программы её авторы указывают обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий на свободном рынке труда, преодоление изоляционистских настроений в обществе и рост негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль.
Швыдкой открыто обозначает, что «в новой России в культуре произошла смена партнёров государства. Культура стала индустрией», и государство должно работать не с творческими союзами, а с медиаменеджерами.
Начало 2000-х годов для российской культуры стало временем открытия новых имён и методов, развития направления современного искусства в живописи, скульптуре, театре, новых медиа. По инициативе министерства созданный ещё в 1992 году Государственный центр современного искусства – ГЦСИ – начал открывать филиалы в регионах и знакомить любителей искусства из нестоличных городов с современным искусством.
Для Москвы ключевой фигурой в сфере новой культурной политики становится глава департамента культуры мэрии столицы Сергей Капков, в провинции – в Перми – начинают выстраивать новую модель культурной политики галерист Марат Гельман и губернатор Пермского края Олег Чиркунов. В том числе, благодаря опыту Перми в других регионах появляются и получают признание современные художники, проводятся арт-фестивали, театральные эксперименты, использующие наработки европейских и американских деятелей культуры.
Персона
Михаил Швыдкой
Родился в Киргизии в семье военных врачей из Украины. После окончания ГИТИСа преподавал литературу в Улан-Удэ. В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию по английской драме, а в 1991-м – докторскую на тему традиция гуманизма в современном мировом театре. В 1990-х Швыдкой был заместителем министра культуры, а с 1998-го возглавлял ВГТРК – государственное телевидение.
Швыдкого называют «западником», сторонником мнения, что российская культура является частью европейской. В 1991 году он вышел из КПСС после попытки силового подавления антисоветских выступлений в Вильнюсе. В одном из своих выступлений он критиковал искажение понятия «патриотизм» «национал-патриотами» из силовых ведомств.
Деятельность Швыдкого на посту министра культуры, куда он был назначен в 2000 году, подвергалась критике со стороны ура-патриотов. За про-европейскую позицию его называли «подрывником русской культуры». При этом позже в прессе его называли лучшим министром культуры России после советского наркома Луначарского, а период его работы в министерстве даже противники вспоминали как наиболее профессионального и компетентного руководителя. Многие подчёркивали его эрудированность, интеллигентность, приверженность либеральным взглядам и готовность их отстаивать.
8 декабря 2005 г.
Правительство принимает новую федеральную целевую программу «Культура России» на 2006-2010 годы
В ней проговариваются задачи перевода культуры на «государственно-частное партнёрство» и стимулирование появления меценатов. Основной целью программы обозначается «обеспечение адаптации культуры к рыночным условиям». В документах культура рассматривается как сфера услуг.
12 мая 2009 г.
Принята «Стратегия национальной безопасности до 2020 года», где культура обозначается как инструмент и даже оружие национальной безопасности России
Культуре в стратегии отводится первостепенная роль в деле возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления имиджа России на международной арены как страны с богатейшей традиционной культурой и патриотического воспитания юных граждан.
В 2012 году министром культуры Российской Федерации становится депутат Государственной думы, политтехнолог, сооснователь рекламных агентств и автор исторических книг Владимир Мединский. Будучи депутатом нижней палаты парламента и председателем комитета Госдумы по культуре, Мединский явно обозначал свои патриотические имперские политические взгляды, которые совпали со взглядами президента Путина и определили вектор развития культурной политики России.
Бурная деятельность Мединского приносит результаты. Растёт поддержка культурных проектов государством, увеличиваются кассовые сборы кинотеатров, за счёт бюджета строятся музеи, библиотеки и театры в провинции, в том числе в сельских районах. По инициативе министра начинается проект по возрождению или созданию заново кинотеатров в малых городах – при условии, что в них будет идти широкий прокат отечественных фильмов, снятых при поддержке Минкульта. В основном это патриотические фильмы, основными темами которых становятся военные, космические или спортивные победы в советском прошлом.
Министерство культуры в эти годы становится фактически монополистом в области финансирования кинопроизводства. При поддержке министерства культуры снимаются десятки патриотических фильмов, которые, несмотря на низкую оценку критиками и зрителями их качества, определяют лицо российского кинематографа «десятых» годов.
При Мединском министерство культуры начинает активно вторгаться в образование. При поддержке Минкульта формируются методические пособия для учителей истории. А тесно связанное с министром Российское военно-историческое общество и целый ряд одобренных и поддержанных министерством культурных деятелей начинают продвигать идею пересмотра итогов «холодной войны» и формировать реваншистскую повестку в обществе.
Одной из важных черт культуры 2000-2010 годов в России является активное внедрение в сферу культурной жизни религии – в большинстве регионов и даже на федеральном уровне под этим чаще всего понимается именно участие в светских проектах Русской православной церкви. Эта интеграция одобрена и даже поощряется государством. Лояльное отношение к религии начинают демонстрировать федеральные политики, чиновники, главы регионов, а вслед за ними и крупный бизнес и некоторые слои населения.
В федеральной целевой программе «Культура России», принятой 3 мая 2012 года и рассчитанной до 2018 года, в качестве одной из целей – последней в списке – обозначается «создание позитивного культурного образа России в мировом сообществе», а в качестве индикаторов эффективности программы называются количественные показатели (посещаемость государственных и муниципальных учреждений культуры) и уровень диджитализации сферы культуры.
24 декабря 2014 г.
Президент Владимир Путин утверждает новые «Основы государственной культурной политики»
В документе утверждается приоритет русского языка, православия и государственных целей в области реализации культурной политики. Целями государственной культурной политики провозглашаются укрепление гражданской идентичности, создание условий для воспитания граждан, передача от поколения к поколению национальных ценностей и традиций. В Указе президента говорится о том, что культура впервые в истории страны становится приоритетным направлением для государства. При этом, в законе, по-прежнему, утверждается, что государство гарантирует своё невмешательство в творческий процесс.
2014 год объявляется Годом культуры России. В обществе намечается серьёзный раскол между сторонниками развития по европейскому пути (они в меньшинстве) и сторонниками так называемого «особого пути России».
23 января 2015 г.
Принимается Федеральный закон «О культуре РФ»
Акцент с задач государства как «поддерживающего» института переносится на цели и задачи государства как «руководящего» института. В частности, в статье 27, главы 4, раздела 3 формулируются новые принципы государственной политики в области культуры: сохранение исторически сложившихся нравственных ценностей, обеспечение сплочённости и устойчивости общества, тесное взаимодействие государства и общества.
Роль государственных и муниципальных органов в формировании культурной политики становится определяющей. Например, появляется «госзаказ» для гоосударственны и муниципальных театров, от которого зависит их финансирование – правда, речь идёт не о репертуарной политике, а количественных показателях предоставления населению услуг. Сама сфера культуры всё больше подчиняется решению государственных задач по воспитанию новых граждан.
В 2015 году министр культуры Владимир Мединский выпустил статью под названием «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию», в которой обозначил принципы новой идеологии, основанной на «зрелищном патриотизме».
29 февраля 2016 г.
Правительство под руководством Дмитрия Медведева принимает стратегию государственной культурной политики до 2030 года
Она призвана подкрепить уже существующие стратегии в области внешней политики, молодёжной политики, семейной политики и даже стратегию развития госполитики в отношении казачества.
В документе делается упор на развитие государственных и муниципальных учреждений культуры (при этом в документе игнорируется существование частного сектора в культуре), патриотическое воспитание молодёжи и укрепление единства российской нации посредством культуры. Перечисляя риски для культурной политики РФ, авторы документа отмечают, что присутствие и влияние русской культуры в мире сокращается, а многочисленные мигранты подрывают русскую культуру изнутри. Также впервые официально в решении правительства говориться о попытках «недоброжелателей» фальсифицировать российскую историю и пересмотреть итоги Второй мировой войны. Ответом на это должна стать «мягкая» культурная политика РФ. Среди угроз культуре также в документе называется «сеть Интернет».
1 января 2019 г.
Правительство утверждает новый нацпроект «Культура» до 2024 года
В описании национального проекта напрямую обозначаются идеологические цели: укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей. Помимо этого, в описании документа указаны сугубо утилитарные цели и задачи, вроде укрепления материального состояния учреждений культуры: обеспечение инструментами музыкальных школ, открытие новых кинозалов в сельской местности, развитие муниципальных библиотек, подготовка кадров. Нацпроект предполагает три направления: «Культурная среда» (модернизация домов культуры), «Творческие люди» (волонтёрский проект по сохранению памятников культуры) и «Цифровая культура» (диджитал-проекты для обеспечения доступности культуры для широких слоёв населения).
Персона
Владимир Мединский
Родился в Украине в семье военного, не смог поступить военное училище по здоровью и был принят в МГИМО. Там он увлёкся историей. В 1989 году основал одно из первых в России рекламных агентств – позже станет известно, что он занимался рекламой табачных компаний и финансовых пирамид. Позже, будучи депутатом Госдумы, Мединский стал автором федерального закона «О рекламе», ограничивавшего рекламу табачный изделий, алкогольным напитков и медицинских препаратов.
В начале 1990-х Мединский проходил практику в посольствах СССР и России в США. В 1997 году стал кандидатом наук, в 2000 защитил докторскую диссертацию. Его докторскую обвиняли в ненаучности, идеологизированности и массовых ошибках, однако диссертационный совет принял решение не отзывать учёное звание доктора наук у Мединского, а на инициировавшее критику Мединского сообщество «Диссернет» после этого начались гонения.
Одной из первых инициатив Мединского на посту министра культуры, куда он был назначен в 2012 году, стало предложение переименовать московские улицы, названные в честь революционеров-террористов.
Важнейшим для российской культурной политики делом Владимира Мединского является создание им и руководство Российским военно-историческим обществом. Оно занимается не только изучением истории и выпуском литературы, но и патриотическим воспитанием молодёжи и детей.
Мединский также известен как писатель. Выпущенная им трилогия «Мифы о России» подвергалась критике за искажение исторических сведений, замену негативных – зачастую, придуманных самим автором, мифов о России на не имеющие документального обоснования «другие мифы» и вольную интерпретацию исторических фактов в пользу «национальных интересов».
С 2020 года Мединский работает помощником президента России.
Источники:
- Алексей Юрчак, «Это было навсегда, пока не кончилось», – Новое литературное обозрение, Москва, 2014
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612-1
- Сергей Лаврентьев, Между бандитами и скрепами. Как родился «Кинотавр», – Искусство кино, февраль 2020
- Федеральный закон «О культуре Российской Федерации», 23.01.2015
- Указ президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24.12.2014 № 808
- Распоряжение правительства РФ, 29.02.2016 № 326-р
- Постановление правительства РФ, 14.12.2000 № 955 о Федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 гг.)»
- Постановление правительства РФ, 03.03.2012 № 186 о Федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 гг.)» Сергей Загребин, Культурная политика в постсоветской России 1991-2015 гг., – Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2015 г.