Внешняя политика

В истории внешней политики России последних 35 лет есть всё: надежда и горечь последующего разочарования, достижения вроде вступления в G7 и создания Евразийского экономического союза и поистине страшные, трагические страницы: оккупация Крыма, дипломатическая изоляция, начало полномасштабной войны с Украиной в феврале 2022 г.

Как менялся вектор внешней политики России, начиная с позднесоветского времени? Каковы были цели и задачи российской дипломатии, чего мы достигли за последние десятилетия – и что надо учесть, чтобы избежать повторения ошибок?

Подготовил Олег Петрович-Белкин, историк, автор более 100 научных статей и нескольких учебников по истории международных отношений, а также философско-политического романа «Настоат», преподаватель РУДН (до 2022 г.) и Свободного университета, кандидат исторических наук.

История реформ в области внешней политики

Ноябрь 1990 г.

Парижская хартия для Новой Европы

На парижском саммите Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе представители 34 государств (в т.ч. СССР и США) приняли хартию, согласно которой страны Востока и Запада более не рассматривают друг друга в качестве врагов и оппонентов. Документ официально подвёл черту под Холодной войной и завершил глобальное противостояние. В нём декларировалось наступление «новой эры демократии, мира и единства» и заявлялось об установлении дружественных отношений между бывшими противниками. Название документа не случайно – именно так рождалась Новая Европа.

Лето 1991 г.

Роспуск СЭВ и ОВД

Летом 1991 г. происходит роспуск сначала Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), а затем и Организации Варшавского договора (ОВД) – двух ключевых интеграционных структур бывшего социалистического лагеря. К этому моменту социалистического содружества уже не существовало – волна бархатных революций, прокатившаяся по Центральной и Восточной Европе в 1989 г., а также объединение Германии в 1990 г. делали дальнейшее сохранение СЭВ и ОВД бессмысленным. После их роспуска центральное место в экономической жизни Европы займёт Европейское экономическое сообщество (с 1992 г. Европейский союз); в военно-политической сфере доминирование перейдет к блоку НАТО.

8 декабря 1991 г.

Подписание Беловежского соглашения. Образование СНГ и распад СССР

После августовского путча 1991 г. сохранение СССР как единого государства стало практически невозможным. Советские республики (в первую очередь самая крупная из них, РСФСР) взяли курс на обретение независимости от союзного центра. Результатом стало подписание лидерами России, Беларуси и Украины Борисом Ельциным, Станиславом Шушкевичем и Леонидом Кравчуком 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще соглашения о создании Содружества независимых государств (СНГ). В преамбуле документа говорилось, что «Союз ССР, как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает своё существование».

В последующие недели к соглашению присоединились почти все союзные республики. Распад СССР стал свершившимся фактом. Окончательную черту подвела отставка Горбачёва с поста президента Советского союза 25 декабря 1991 г.

Персона

Андрей Козырев

Первый министр иностранных дел Российской Федерации, до этого – министр иностранных дел РСФСР. Кандидат исторических наук. Занимал пост министра иностранных дел с октября 1990 г. по январь 1996 г., активно участвовал в подготовке соглашения о создании СНГ, был одним из идеологов курса на создание независимого российского государства.

Личность Козырева – яркое отражение бурной эпохи первой половины 90-х. С одной стороны, Козырев был горячим сторонником евроинтеграции, апологетом концепции единой Европы и трансатлантической солидарности. Он внёс серьезный вклад в установление дружественных отношений между Россией, ЕС и США, рассматривал общечеловеческие ценности, демократию и гуманизм как идейные основания внешней политики России.

С другой стороны, Козырев явно недооценивал значимость сохранения политических, экономических и культурно-гуманитарных связей между Москвой и бывшими союзными республиками. Отсюда явное пренебрежение интеграцией на постсоветском пространстве. Его нередко – и вполне справедливо – критикуют за идеализм, за фактический отказ от активного продвижения российских национальных интересов на международной арене и готовность идти на чрезмерные уступки и компромиссы.

В 2022 г. Андрей Козырев резко осудил российскую военную агрессию против Украины и выступил с критикой внешнеполитического курса Кремля. Сейчас он в эмиграции.

15 мая 1992 г.

Создание ОДКБ

15 мая представители шести постсоветских республик – России, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана – подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности, подразумевавший взаимную помощь в случае внешней агрессии. В 2002 г. на основе этого соглашения была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Сегодня членами ОДКБ являются 5 государств-подписантов Ташкентсткого договора (Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан), а также Беларусь, присоединившаяся к блоку в 1993 г. Российское руководство пытается позиционировать ОДКБ как аналог и противовес НАТО, однако на практике организация остаётся достаточно аморфной и недееспособной. За более чем 30 лет с момента создания блока миротворческие силы ОДКБ, не считая учений, применялись лишь однажды, в январе 2022 г. на территории Казахстана, для подавления массовых народных протестов (по версии казахстанского руководства – для уничтожения террористических группировок).

После начала войны с Украиной и введения санкций против России международный вес и значимость ОДКБ ещё более снизились. Декоративность блока продемонстрировало и обострение армяно-азербайджанского конфликта из-за Нагорного Карабаха в сентябре 2022 г. Отказав в поддержке одному из своих членов – Армении, ОДКБ фактически самоустранилась от урегулирования конфликта. Всё чаще поднимается вопрос о целесообразности сохранения организации.

23 апреля 1993 г.

Принята первая концепция внешней политики России

Она отражала бурные перемены как внутри страны, так и на международной арене. Приоритетами внешнеполитического курса России провозглашались обеспечение «суверенитета, независимости и территориальной целостности государства» и «благоприятных внешних условий для продвижения демократических реформ в направлении формирования гражданского общества».

Концепция 1993 г. имела ярко выраженный гуманистический, правозащитный и демократический характер, одной из задач внешней политики декларировалась «защита прав, свобод, достоинств и благополучия россиян». Главным региональным направлением внешней политики России называлось СНГ – и этот приоритет останется неизменным во всех последующих редакциях документа.

На сегодня опубликованы шесть концепций внешней политики России (остальные пять в 2000, 2008, 2013, 2016 и 2023 гг.). Каждая следующая версия документа демонстрирует отдаление России от мирового сообщества, нарастающее разочарование в универсальных  ценностях и идее европейской и трансатлантической солидарности. В концепции 2016 г. мы читаем: «Стремление западных государств удержать свои позиции, в том числе посредством навязывания своей точки зрения на общемировые процессы и проведения политики сдерживания альтернативных центров силы, приводит к нарастанию нестабильности в международных отношениях, усилению турбулентности на глобальном и региональном уровнях». Апофеозом – и закономерным итогом – этой эволюции станет ныне действующая концепция внешней политики 2023 г.

Декабрь 1993 г.

Вступает в силу Конституция 1993 г.

Конституция России – это основополагающий документ, который регламентирует не только внутреннюю, но и внешнюю политику. Согласно ей, на президента возлагается определение «основных направлений внешней политики» России.

Конституция 1993 г. была вполне прогрессивным документом – в частности, в ней фиксировалось верховенство международного права по отношению к национальному российскому законодательству: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15, ч. 4).

В 2020 г. в Конституцию были внесены многочисленные декоративные правки, основной целью которых было обнуление президентских сроков Владимира Путина. Сферы внешней политики эти поправки практически не коснулись, единственное серьёзное изменение – это статья 79, которая была дополнена следующей формулировкой: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации». Комизм в том, что теперь в Конституции есть две прямо противоречивших друг другу нормы, одна из которых декларирует примат международного права (ст. 15, ч. 4), а вторая –российского законодательства (ст. 79).

Июнь 1994 г.

Подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве Россия-ЕС

Этот документ стал международно-правовым фундаментом взаимоотношений между Россией и Европейским союзом. Соглашение вступило в силу в декабре 1997 г. и было рассчитано на 10 лет. Конечной целью документа провозглашались: создание зоны свободной торговли, укрепление политических, экономических и культурно-гуманитарных связей между сторонами и поддержка усилий России по проведению демократических и рыночных реформ. В 1997 г. аналогичный фундаментальный договор, только в военно-политической сфере, был подписан и с НАТО – им стал Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.

В 2007 г. соглашение о партнёрстве и сотрудничестве утратило свою силу. В 2008 г. между Россией и ЕС начались переговоры о подписании нового документа, который бы в полной мере отвечал изменившимся международным реалиям. Однако в силу всё более очевидного охлаждения переговоры шли вяло, а в 2014 г., после аннексии Крыма и введения против России международных санкций, были и вовсе заморожены.

1997 г.

Вступление России в Большую семёрку

Большая семерка (the Group of Seven, G7) – международный клуб развитых стран, созданный в 1975 г. Членами G7 являются США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония и Канада. В 1997 г., после официального присоединения России, Большая семёрка была преобразована в Большую восьмёрку.

Для России вступление в столь авторитетный клуб стало свидетельством роста её репутации на международной арене и укрепления политических и экономических связей с мировым сообществом. Это стало крупнейшей дипломатической победой 90-х.

Впоследствии Россия активно участвовала в работе Восьмёрки, а в 2006 г. даже была принимающей стороной – саммит проводился в Санкт-Петербурге. Однако в 2014 г., после аннексии Крыма, наша страна была исключена из состава организации. Восьмёрка вновь стала Семёркой.

Персона

Евгений Примаков

Министр иностранных дел России в 1996-1998 гг., в 1998-1999 гг. – председатель правительства РФ. Доктор экономических наук, видный теоретик и специалист в области международных отношений, арабист.

Примаков был сторонником многовекторного внешнеполитического курса – активного развития связей не только с Западом и государствами СНГ, но и с иными международными акторами: Китаем, Индией, Арабским Востоком, странами Африки и Латинской Америки. Впоследствии этот внешнеполитический курс получит неформальное название «доктрины Примакова».

Пожалуй, самым известным внешнеполитическим действием Примакова стал знаменитый «разворот над Атлантикой» 24 марта 1999 г. Речь об отмене его визита в США в тот момент, когда самолет с премьер-министром уже был на пути в Вашингтон. Демарш был вызван новостью о начале военной операции НАТО против Югославии.

Декабрь 1997 г.

Опубликована первая концепция национальной безопасности России

Документ вкратце описывал новые международные реалии, сложившиеся после распада СССР, а также конкретизировал национальные интересы и цели России. В качестве основных угроз безопасности назывались «состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений».

В течение последующих десятилетий будут опубликованы ещё четыре редакции этого документа – в 2000, 2009, 2015 и 2021 гг. Подобно концепции внешней политики, каждая новая стратегия национальной безопасности будет становиться более консервативной, реваншистской и антипрогрессивной. Расширится и спектр предполагаемых вызовов и угроз.

8 декабря 1999 г.

Образование Союзного государства России и Беларуси

Спустя ровно восемь лет после Беловежского соглашения президенты РФ и Республики Беларусь подписали договор о создании Союзного государства, вступивший в силу в январе 2000 г.

Сближение двух стран началось в середине 90-х: в январе 1995 г. был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, в апреле 1996 г. – договор об образовании сообщества, а в апреле 1997 г. – договор о союзе России и Беларуси.

Союзное государство и ЕАЭС – два ключевых и самых эффективных интеграционных проекта с участием России на постсоветском пространстве. Все остальные инициативы – в частности, СНГ и ОДКБ – серьёзно им уступают. К сожалению, сегодня в рамках Союзного государства Россия не развивает равноправное партнёрство с Беларусью, скорее пытается навязать ей свою внешнеполитическую волю. Особенно ярко это проявилось в 2022-2023 гг., когда с территории Беларуси российские войска совершили нападение на Украину, а в самой Беларуси было размещено российское тактическое ядерное оружие.

После окончания войны и смены режима в России Союзное государство в обновлённом и полностью равноправном формате очень хотелось бы сохранить – его существование объективно отвечает интересам и потребностям широких слоёв населения обеих стран.

2000 г.

Образование ЕврАзЭС

В октябре 2000 г. в Астане представители России, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), вступивший в силу в мае 2001 г. Это был значимый шаг на пути к укреплению экономических и политических связей между постсоветскими государствами.

Основной целью сообщества декларировалось создание зоны свободной торговли и унификация экономического, таможенного и фискального законодательства стран-участниц. В 2010 г. на базе ЕврАзЭС Россия, Беларусь и Казахстан образовали Таможенный союз, призванный повысить конкурентоспособность и стимулировать взаимную торговлю между сторонами.

ЕврАзЭС был упразднён в январе 2015 г. в связи передачей его функций новому объединению с более высокой степенью интеграции – Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС).

11 сентября 2001 г.

Террористические акты в США

11 сентября стало чёрным днем в американской истории: «Аль-Каида» организовала серию террористических актов на территории США, в том числе атаку на башни-близнецы в Нью-Йорке. Жертвами терактов стали 2977 человек.

Избранный в 2000 г. президентом России Владиир Путин одним из первых предложил помощь и выразил соболезнование президенту США Джорджу Бушу-младшему. Это в полной мере соответствовало прозападному курсу, которого Путин придерживался в первые годы пребывания у власти. Ещё раньше, в марте 2000 г., Путин заявил, что «не исключает» вступления России в НАТО.

Май 2005 г.

Приняты «дорожные карты» по развитию сотрудничества России и ЕС

В мае 2005 г. на саммите «Россия-ЕС» были подписаны «дорожные карты» по формированию четырёх общих пространств:

  • пространства внешней безопасности;
  • пространства экономики;
  • пространства свободы, безопасности и правосудия;
  • пространства науки, образования и культуры.

Эти четыре документа регламентировали принципы взаимодействия России и Европейского союза, а также определяли конечные цели сотрудничества. Подписание «дорожных карт» стало наивысшей точкой во взаимоотношениях между сторонами за всю постсоветскую историю.

10 февраля 2007 г.

Мюнхенская речь Путина

В феврале 2007 г. на Мюнхенской конференции по безопасности Владимир Путин произнёс речь, которая свидетельствовала о нараставших противоречиях и начавшемся охлаждении отношений между Россией и Западом. Речь была направлена против США и их политики применения силы (в частности, на территории Ирака и Афганистана). Ожесточённой критике подверглись также НАТО и концепция однополярного мира (Pax Americana).

Мюнхенская речь обозначила постепенный переход России на реваншистские и ревизионистские позиции, стала провозвестником будущих печальных событий: войны с Грузией, аннексии Крыма, полномасштабной агрессии против Украины.

Персона

Сергей Лавров

Постоянный представитель РФ при ООН в 1994-2004 гг., с 2004 г. по настоящее время – министр иностранных дел России.

Лавров сохранял должность главы МИД при двух президентах и пяти премьер-министрах. Одни объясняют это политическое долголетие профессионализмом Лаврова, другие указывают на оппортунизм и безыдейность Лаврова, отсутствие собственного внешнеполитического видения. Последние полтора десятилетия мы наблюдали отчётливую личностную и профессиональную деградацию Лаврова: из относительно самостоятельного политика он превратился в услужливого исполнителя президентской воли. Печальная картина дополнялась многочисленными обвинениями в коррупции и непотизме, а также прямым участием в совершении и оправдании очевидных внешнеполитических преступлений действующей власти. В феврале 2022 г. ряд западных стран ввёл против Лаврова персональные санкции.

8-12 августа 2008 г.

Пятидневная война с Грузией

Причинами войны стали разногласия относительно территориального статуса Южной Осетии и Абхазии, вопрос о потенциальном вступлении Грузии в НАТО и в целом непростые отношения между государствами. Ответственность за эскалацию насилия стороны возложили друг на друга.

Вооружённая фаза конфликта завершилась подписанием мирного плана Медведева-Саркози (французский президент взял на себя функцию посредника и миротворца). В конце августа 2008 г. Россия официально признала независимость Абхазии и Южной Осетии, в последующие годы её примеру последовали Сирия, Венесуэла, Никарагуа и Науру. Это привело к окончательному разрыву дипломатических отношений между Россией и Грузией, которые не восстановлены и поныне.

Пятидневная война с Грузией стала первым случаем применения Россией силы против иного суверенного государства после распада СССР. Никаких международных санкций – и даже активного осуждения – не последовало. Российское руководство пришло к выводу о высокой эффективности и потенциальной безнаказанности агрессии на международной арене.

Декабрь 2010 г.

Опубликованы основные направления политики РФ в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества

Ещё в 1980-е американский политолог и интеллектуал Джозеф Най сформулировал теорию мягкой силы (soft power): согласно ей, внешнеполитических целей страны можно достигать, повышая её репутацию и привлекательность на международной арене.

Опубликованный в 2010 г. документ вполне можно назвать первой в истории России официальной концепцией мягкой силы. Основными её задачами провозглашались «налаживание межкультурного диалога», «интеграция России в мировое культурное пространство» и «формирование позитивного имиджа России в зарубежных странах». Не обошлось без идеологических штампов: среди задач культурной политики значились «противодействие пропагандистским кампаниям под лозунгом “сдерживания” России» и «укрепление духовности российского общества».

В сентябре 2022 г. была утверждена новая редакция документа, получившая название концепции гуманитарной политики РФ за рубежом. Эта версия была более пространной и детализированной, однако в условиях начавшейся войны с Украиной публикация выглядела откровенно комично.

Март 2014 г.

Аннексия Крыма, начало войны на востоке Украины

После февральской победы Евромайдана в Киеве на территорию Крымского полуострова были введены российские войска. 16 марта в Крыму состоялся не признанный мировым сообществом референдум о присоединении полуострова к России, ставший формальным поводом для последующей аннексии. Это деяние шло вразрез со всеми нормами и принципами международного права – в частности, с положениями Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Беловежского соглашения 1991 г., Будапештского меморандума 1994 г. и договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Россией и Украиной 1997 г.

В апреле 2014 г. вооружённая группа под руководством Игоря Стрелкова (Гиркина) напала на Славянск. Начались боевые действия на территории Луганской и Донецкой областей Украины. Конфликт стал частью гибридной войны, развязанной Россией. Накоплены многочисленные доказательства участия в боях на востоке Украины не только комбатантов, но и регулярных частей российской армии.

Россия была исключена из Большой восьмерки, приостановлено проведение саммитов Россия-ЕС. Отдельными странами были также введены секторальные и персональные санкции.

Декабрь 2014 г.

Опубликована последняя версия военной доктрины РФ

В тексте документа отчётливо отразилось радикальное изменение международных реалий: резкое ухудшение отношений между Россией и Западом. По сравнению со своими предшественницами, военными доктринами 1993, 2000 и 2010 гг., версия 2014 г. имела намного более агрессивный и милитаристский характер.

Основными угрозами безопасности России назывались «наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО)», «развёртывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией» и «территориальные претензии» иных стран к России.

Доктрина допускала возможность превентивного ядерного удара по потенциальным оппонентам: «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие …в случае агрессии …с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». Это положение будет подтверждено в отдельном указе президента №355 «Об основах политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» 2020 г.

2015 г.

Образование Евразийского экономического союза

Интеграционное объединение было создано на основе договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) 2014 г. и начало свою работу в январе 2015 г. Деятельность ЕАЭС в значительной степени базировалось на политическом, экономическом и технологическом опыте, наработанном Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) и Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана. Сегодня членами ЕАЭС являются пять государств: Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.

Начало войны с Украиной в феврале 2022 г. привело к обострению отношений между государствами-членами Союза. Ни одна страна ЕАЭС, включая Беларусь, не признала аннексию оккупированных территорий Украины в сентябре 2022 г. Казахстан, Кыргызстан и Армения неоднократно подчёркивали, что не намерены помогать России в обходе западных санкций.

Перспективы ЕАЭС выглядят довольно туманно.

2015-2017 гг.

Военная операция России в Сирии

Начиная с «арабской весны» 2011 г. и вплоть до настоящего времени на территории Сирии идёт ожесточенная гражданская война. Основными противоборствующими сторонами выступают действующий авторитарный режим в лице Башара Асада, вооружённая оппозиция, курдские формирования и исламистские террористические группировки (в первую очередь ИГ – Исламское государство, ранее ИГИЛ, Исламское государство Ирака и Леванта).

В сентябре 2015 г. российское руководство приняло решение о силовой поддержке режима Башара Асада. Заявлялось, что целью военной операции России является уничтожение Исламского государства. Однако на практике российские войска, в первую очередь воздушно-космические силы и боевики ЧВК Вагнера, наносили удары не только по исламистам, но и по отрядам сирийской оппозиции. Это привело к многочисленным жертвам среди мирного населенияи к укреплению позиций действующего диктаторского режима Асада. Среди позитивных последствий операции стоит назвать если не полное уничтожение, то значительное ослабление Исламского государства.

Активные боевые действия с участием российских войск были завершены в конце 2017 г., однако некоторые российские части находятся на территории Сирии и поныне.

Май 2021 г.

Опубликован список недружественных России государств

13 мая 2021 г. распоряжением правительства РФ был утверждён «Перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации». На тот момент в список входили всего два государства – США и Чехия. Однако скоро он стал пополняться. К июню 2023 г. в перечне уже 49 стран, т.е. более четверти мирового сообщества. Это все страны ЕС, Великобритания, Япония, Канада, Австралия, Украина, Черногория, Албания и даже Монако, Андорра и Микронезия.

24 февраля 2022 г.

Начало полномасштабной войны с Украиной

Это чёрная страница в истории как России и Украины, так и всего мирового сообщества. Агрессия против сопредельного и некогда братского государства – это политическое преступление, которому нет и не может быть оправдания. Сотни тысяч жертв и миллионы беженцев, страдания и разрушения, дипломатическая изоляция и угроза ядерной войны, нарастание внутренней нестабильности, обнищание населения и обострение социально-экономических проблем России – вот ужасающие последствия февраля 2022 г.

31 марта 2023 г.

Опубликована последняя версия концепции внешней политики России

Этот документ, утверждённый 31 марта 2023 г., являет собой классику политического лицемерия и двоемыслия. В условиях продолжающейся войны против Украины внешняя политика России иезуитски трактуется как основанная«на уважении общепризнанных принципов и норм международного права» и носящая «миролюбивый, открытый, предсказуемый, последовательный, прагматичный характер».

Текст концепции полон пропагандистских клише и штампов: «агрессивная» и «многолетняя антироссийская политика», «русофобия», «коллективный Запад», «глобальное доминирование», «псевдогуманистические и неолиберальные идеологические установки», «изощрённая неоколониальная политика», «гегемонистские амбиции», «неонацизм» и «фальсификация истории». К сожалению, этот документ в полной мере отражает нынешнее политическое бытие России.

[bold_timeline_item_button title=»Expand» style=»» shape=»» color=»» size=»inline» url=»#» el_class=»bold_timeline_group_button»]

Более подробно о концепции, а также о том, на каких принципах должна строиться внешняя политика новой, демократической и свободной России, читайте в policy paper «15 принципов новой внешней политики России».