Экологическая политика

В 42 статье Конституции Российской Федерации сказано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Экологические проблемы современной России можно разделить на две больших группы: те, что напрямую влияют на здоровье и благополучие россиян, и глобальные, стратегические, последствия которых трудно увидеть здесь и сейчас, но в будущем они станут крайне разрушительными. На практике первые и вторые тесно переплетены: например, лесные пожары не только приносят удушливый смог в города (в 2010 году это привело к 50 000 дополнительных смертей), но и способствуют изменению климата, из-за которого леса и торфяники в следующем году будут гореть ещё сильнее.

Подготовил Константин Фомин, с 2011 г. пресс-секретарь ряда экологических организаций, включая российское отделение Greenpeace и Climate Action Network – Восточная Европа, Кавказ и Центральная Азия. В 2022 г. участвовал в подаче первого в России климатического иска.

Локальные проблемы

Сильнее всего беспокоят россиян загрязнение воды и воздуха.

По данным Счётной палаты, к 2020 году до 40% населения России регулярно пользовалось водой, не соответствующей пищевым нормам. Нормативы по загрязнению воздуха в 2020 году, по данным Росгидромета, превышались в 196 городах России. Около 47 % всех заболеваний в Москве – болезни органов дыхания (по данным Роспотребнадзора за 2012-2014 годы). В промышленных городах основным источником выбросов являются различные предприятия, в крупных городах воздух загрязняют в первую очередь выхлопы автотранспорта.

Другая актуальная проблема – мусор. Перерабатывается лишь около 7% всех бытовых отходов. К 2024 году в трети субъектов федерации может закончиться место на свалках. Конфликт на Шиесе свидетельствует, что вывоз московского мусора на «малонаселённые» территории – тоже не выход. Ложным решением является и попытка избавиться от бытовых отходов с помощью мусоросжигательных заводов, так как при этом воздух загрязняется канцерогенами и образуется токсичная зола, которая требует особых условий утилизации.

Глобальные проблемы

На территории нашей страны растёт около 20% всех лесов в мире. Однако вырубки, пожары, распространение вредителей, добыча полезных ископаемых и другие последствия деятельности человека серьезно угрожают этому богатству. По данным Счетной палаты, лесовосстановление лишь частично компенсирует эти потери. Хуже всего то, что уничтожаются малонарушенные лесные территории (МЛТ), в которые столетиями не ступала нога человека. Согласно карте, подготовленной экспертами российского отделения Greenpeace и Мэрилендского университета, их площадь в мире с 2000 по 2020 годы сократилась уже на 12%. Быстрее всего исчезают МЛТ именно в России: по сравнению с 2014 годом к 2021 году этот процесс ускорился с 14 до 33 тысяч км² в год. По оценкам правительства России, незаконные вырубки, после которых никто не заботится о лесовосстановлении, составляют до 30 млн куб. м в год. Гораздо больший ущерб ежегодно наносят лесные пожары, причиной которых в 9 из 10 случаев становится человек.

Катастрофическими последствиями для России может обернуться изменение климата, основной вклад в которое обеспечивает добыча и сжигание нефти, газа и угля. Среднегодовая температура воздуха в стране повышается в 2,5 раза быстрее, чем глобальная. Ежегодный ущерб России от опасных климатических явлений уже достигает 30–60 млрд рублей, ущерб от таяния вечной мерзлоты — до 150 млрд рублей.

В качестве альтернативы нефтегазовой энергетике иногда предлагается ядерная, в которой у России есть определённый задел с советских времен. Однако те, кто говорит о сравнительно низких выбросах парниковых газов от атомных электростанций, часто забывают упомянуть об оборотной стороне «мирного атома». Даже если не брать в расчет риск аварий (а катастрофы в Челябинске-40 в 1957 году и Чернобыле в 1986 году – лишь самые известные из десятков аварий на территории нашей страны), остается проблема хранения радиоактивных отходов, возиться с которыми нашим потомкам придётся в течение сотен лет, и ряд других непреодолимых недостатков этого типа электростанций.

Предыстория

Корни многих экологических проблем современной России уходят в сталинскую эпоху, когда была поставлена цель провести индустриализацию любой ценой. Самый яркий пример – принятое в 1951 году решение ликвидировать 88 из 120 государственных заповедников, сеть которых, по мнению властей, «в ряде районов необоснованно разрослась» и мешала заготавливать древесину, расширять охотничий и рыболовный промысел, добывать полезные ископаемые. Площадь заповедников в стране одним росчерком пера сократилась в 15 раз. Другая яркая иллюстрация – хищническое освоение Арктики, которое привело к тому, что в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана бросили до 4 млн тонн промышленных и строительных отходов, а также от 4 до 12 млн железных бочек, во многих из которых осталось топливо. С 2012 по 2015 год на очистку Арктики от металлолома советских лет было потрачено более 700 миллионов рублей. Впоследствии реализация программы ожидаемо столкнулась с нехваткой средств.

История экологических реформ в России

27 ноября 1989 г.

По итогам аварии на Чернобыльской АЭС Верховный совет СССР принял постановление «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» — фундамент будущих экологических реформ

В частности, в постановлении предлагалось ввести в законодательство понятие «экологическое правонарушение», за которое следовала ответственность вплоть до уголовной, и обязательное возмещение причиненного вреда. Финансирование работ по всем проектам и программам можно теперь открывать только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Постановление обязало обеспечить независимость этой экологической экспертизы, привлекать к решению экологических проблем общественность и обеспечить полную гласность, доступность и бесплатность сведений об экологическом состоянии окружающей среды.

1991-1999 гг.

Зелёная волна реформ

Почти всем позитивным изменениям в сфере охраны природы россияне обязаны очень короткому периоду – менее чем десяти годам после распада СССР. В 1991 году был принят закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», который позднее превратился в соответствующий федеральный закон РФ, а в 1995 году – федеральный закон «Об экологической экспертизе». Нормы о свободном доступе к информации о состоянии окружающей среды также закреплены в федеральных законах «О радиационной безопасности населения» (1995 год) и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 год). Федеральный закон «О государственной тайне» от 1993 года прямо запрещает засекречивать информацию о состоянии окружающей среды.

17 мая 2000 г.

Ликвидация Госкомэкологии – одно из первых решений президента Путина

Уничтожение этих достижений началось практически сразу после прихода Путина к власти. Одним из первых своих указов он упразднил Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и Федеральную службу лесного хозяйства. Их функции были переданы Министерству природных ресурсов. Впервые с 1988 года из названия ведомства, отвечающего за охрану природы, исчезли слова «экология», «охрана природы» и «охрана окружающей среды». Но дело, конечно, не только в названии (хотя это и говорит о приоритетах). Реформа была непродуманной, ее не обсуждали ни с общественностью, ни с руководством и специалистами ликвидированных ведомств. Закрывая разветвленную сеть районных и городских комитетов по охране окружающей среды, власти не подумали, кто станет их правопреемниками.

Природоохранная общественность пыталась добиться отмены указа 17 мая и организовать федеральный референдум, в котором наряду с требованием восстановить Государственный комитет по охране окружающей среды и Федеральную службу лесного хозяйства поднимался вопрос о недопустимости ввоза в Россию радиоактивных отходов. Инициативная группа экоактивистов собрала в 62 регионах более 2,5 млн подписей, из которых ЦИК признал действительными лишь 1,8 млн (для проведения федерального референдума необходимо 2 млн подписей).

2001-2006 гг.

Демонтаж экологических реформ

Разрушение природоохранного законодательства нельзя воспринимать как отдельные эксцессы – количество отменённых или выхолощенных законов говорит о системной работе (подробно разобрано в книге Ивана Блокова «Окружающая среда и её охрана в России. Изменения за 25 лет»).

В 2001 году запрещены внеочередные проверки предприятий без решения прокуратуры и снят запрет на ввоз радиоактивных отходов и материалов из-за рубежа для хранения или захоронения (и то, и другое – завоевания 1991 года). В 2006 году отменены обязательная государственная экологическая экспертиза в отношении любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (появилась в 1995 году) и право государственных инспекторов охраны природы приостанавливать деятельность, осуществляемую с нарушением законодательства (введенное в 1991 году).

4 декабря 2006 г.

Принят новый Лесной кодекс: тайга осталась без хозяина

Одним из наиболее масштабных и одиозных нормативных актов, регулирующих охрану природы в путинскую эпоху, стал Лесной кодекс. О том, насколько «сырым» был этот документ, можно судить хотя бы по тому, что к 2022 году в него вносили поправки более пятидесяти раз. Лейтмотивом нового Лесного кодекса было отношение к лесам как к ресурсу, который нужно «осваивать». Одним из последствий реформы стало сокращение штата людей, занятых охраной лесов, впятеро – с почти 100 тысяч до чуть более 20 тысяч.

2007-2014 гг.

Большие стройки уничтожают заповедники

В некоторых случаях законодательство, которое регулировало жизнь огромной страны, ломали ради сиюминутных целей. Например, ради подготовки к Олимпийским играм в Сочи в 2007 году отменили запрет на изъятие или прекращение права пользования земельными участками в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, действовавший с 1991 года. Ради стройки перед форумом АТЭС, который был намечен на 2012 год, в 2009 году отменили ограничения на рубки в защитных лесах, введенные в 1993 году.

С 2014 г.

Мусорная реформа: сжигать нельзя перерабатывать

В сфере обращения с отходами власти были вынуждены предпринять хоть какие-то меры, когда столкнулись с перспективой мусорного коллапса. В 2014 году была начата мусорная реформа, которая должна была создать преобразовать обращение отходов по европейской модели, сместив фокус с захоронения на переработку. Были приняты прогрессивные поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 1998 года, которые обозначили приоритеты госполитики: максимальное использование исходного сырья, предотвращение образования отходов и только потом сокращение образования и снижение класса опасности, то есть раздельный сбор и переработку. В 2015 году также было введено понятие расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП).

Однако реализация реформы забуксовала (в каких-то случаях сложности были объективными, в других – связанными с неэффективностью чиновничьего аппарата и противостоянием «мусорной мафии»). В результате все территориальные схемы субъектов федерации по обращению с отходами оказались не соответствующими приоритетам госполитики и рассчитанными на использование свалок, сортировку смешанных отходов и сжигание. РОП также дала лишь незначительные результаты.

В строительстве мусоросжигательных заводов оказались очень заинтересованы структуры «Ростеха». В результате усилий лоббистов в конце 2019 года Госдума приняла поправку, которая фактически приравняла сжигание мусора с выработкой энергии к переработке, что развязало руки компании «РТ-Инвест», которая планирует построить в разных регионах страны десятки мусоросжигательных заводов, заимствуя на это средства из фонда РОП и получая господдержку. Избавить Россию от перспективы мусорного коллапса это в любом случае не сможет – лишь незначительно его отсрочит.

28 января 2021 г.

Глоток свежего воздуха после 20 лет удушья: приняты новые гигиенические нормативы

С 1999 по 2018 годы Роспотребнадзор последовательно ослаблял нормативы по загрязнению воздуха вредными веществами: например, для диоксида азота, фенола и формальдегида значения предельно допустимых концентраций были увеличены в 1,4-3,3 раза, для 1,2,3-трихлорпропана – в 10 раз, для винилхлорида – в 30 раз, а для метилмеркаптана — в 667 раз. Лишь в 2021 году под давлением общественности предельно допустимые концентрации некоторых канцерогенных веществ были впервые ужесточены.

Климатическое будущее

А что же самая глобальная экологическая проблема, изменение климата? В 1997 году Россия подписала Киотский протокол, согласно которому уровень выбросов парниковых газов в период с 2008 по 2012 год не должен был превышать уровень 1990 года. В дальнейшем мировое сообщество стало требовать от России, которая оставалась 4-й страной по валовым выбросам парниковых газов, более решительных мер, но этим действиям долгое время препятствовало нефтегазовое лобби.

Российская делегация на международных переговорах обычно использует аргументы о большой поглощающей способностью лесов и продвигала ядерную энергетику как выход из климатического кризиса. Сравнительно конструктивную и проработанную позицию она впервые представила на переговорах, прошедших в Глазго осенью 2021 года. Как изменится российская климатическая политика после начала войны – вопрос, который волнует многих экспертов.

Персона

Алексей Яблоков

Человек, который олицетворяет собой все перемены к лучшему в сфере охраны природы, которые происходили в России в девяностые годы. Доктор биологических наук, член-корреспондент РАН, который предпочел академической карьере защиту природы. В 1988 году стал одним из основателей «Гринпис СССР». В 1989 году избран народным депутатом СССР, с 1989 по 1991 год занимал пост зампреда Комитета по экологии Верховного Совета СССР. В начале 1990-х стал фактически главным экологом страны, формируя её экологическую политику в качестве советника президента РФ Бориса Ельцина по экологии. Возглавлял фракцию «Зелёная Россия», был многолетним членом федерального политического комитета «Яблока». Много лет занимался антиатомной программой, издал несколько монографий по чернобыльской аварии. Выступал против аннексии Крыма и развязывания Россией агрессивной войны в Украине. Ушёл из жизни 10 января 2017 года в возрасте 83 лет. За считанные дни до этого подготовил для российского отделения Greenpeace последний документ – письмо в Минприроды, которое обосновывало, почему ведомству нужно отказаться от идеи исключить из Красной книги ряд морских животных.

[bold_timeline_item_button title=»Expand» style=»» shape=»» color=»» size=»inline» url=»#» el_class=»bold_timeline_group_button»]

Как реформировать российскую экологическую политику? Читайте доклад Владимира Сливяка «Экологическая политика как новый мировой порядок» и доклад Владимира Милова «Как превратить ресурсное проклятие в конкурентное преимущество».