Сегодняшний день даёт мало поводов для оптимизма. Тем не менее содержательные дискуссии о том, как могут развиваться события в ближайшие годы, возможны и необходимы. «Рефорум» публикует первый материал из цикла размышлений о будущем России – policy paper Василия Гатова.
Любые разговоры об образе будущего для России натыкаются на риторическое (впрочем, не только) препятствие: как можно говорить о реформах, о лучшем устройстве общества в ситуации, когда не видно возможности поменять режим или хотя бы заставить его меняться в лучшую сторону? Разговоры о будущем, тем более – позитивном будущем выглядят каким-то безудержным оптимизмом.
Даже бессмысленная война в Украине, которая может – именно может – закончиться бесславным поражением российских Вооружённых сил, не даёт осмысленной надежды на перемены. У Украины нет никаких оснований «освобождать» территории соседней ядерной державы; все союзники Украины рассматривают прямой конфликт с Россией на её территории как стопроцентный риск ядерной войны (и правильно делают). Даже крымский вопрос подвешен на этой нервно дрожащей нити – не посчитает ли Кремль атаки на территории Крыма (чьё вхождение в состав РФ не признано ни одной значимой страной мира, включая союзников по ОДКБ и ШОС) атаками по национальной территории? Не спровоцирует ли это применение тактического ядерного оружия?
Так что ситуация с будущим страны – патовая, и некоторые авторы предлагают принять её как status quo. Суперинститут президента (и лично Путин) хочет оставаться у власти и продолжать свою политику, в том числе агрессию против Украины. Другие ветви власти полностью подчинены и не располагают действенной субъектностью для изменения или хотя бы коррекции курса президента. Правительство отсутствует в политическом поле, занимаясь вытягиванием экономики, этим же занят Центральный банк. Количественно значимая оппозиция вытеснена в изгнание, сидит в тюрьмах и СИЗО и борется за сохранение хотя бы маргинального влияния на общественное мнение.
Эта пессимистическая картина и грустные выводы из неё доминируют в политическом анализе и дискуссиях; на недавно прошедшем Форуме свободной России в Вильнюсе большинство выступающих признавали, что перемены «при живом Путине» невозможны. Отсутствие спроса на перемены внутри самой России при этом интерпретируется через дефицит предложения.
Меж тем содержательные дискуссии о будущем, о возможности того или иного варианта развития событий возможны и необходимы. В качестве базиса для таких дискуссий можно использовать разные методы анализа – или не использовать анализ вообще, полагаясь на ощущения, предчувствия или карты Таро. Мы же предлагаем вооружиться устоявшейся методикой, которая позволяет рассмотреть будущие перемены с формальной точки зрения, оценив не только возможность наступления желаемого, но и желаемость возможного.
Этот метод называется «теория перемен» (theory of change). Она была предложена Питером Друкером в середине 1950-х как бизнес-инструмент и более детально разработана в Aspen Institute в 1990-е. Теория перемен применима к большинству процессов в обществе и активно используется при планировании в американских государственных и благотворительных организациях.
Базовые параметры, которые необходимо задать при анализе в рамках теории перемен, – это желаемый результат (или некий паттерн результатов), участники процесса перемен, доступные и необходимые ресурсы, силы, противодействующие переменам, и, наконец, потенциальные союзники.
В случае с будущим России теория перемен помогает не только проверить исполнимость желаний, но и оценить, какие усилия и какой период времени потребуются для достижения, скажем, минимально желаемого, а сколько придётся вкалывать и ждать для идеального результата.
Давайте положим, что минимальным результатом в паттерне желаемого мы хотим видеть прекращение войны в Украине, возвращение к дипломатии и хотя бы базовым принципам международных отношений. Максимальный желаемый результат – восстановление в России нормальной представительной демократии, прав человека и политических свобод, проведение мирной, конструктивной, пусть и внеблоковой и независимой политики.
Возможный результат почти всегда реалистичнее желаемого, поскольку в большей степени определяется естественной логикой, желаниями внутренних участников процесса и макрохарактеристиками системы (применительно к России – свойствами её крупных по численности институтов, таких как армия, службы безопасности, правоприменительные органы). Объект анализа одновременно является и субъектом, с собственной внутренней волей и конфликтом.
Мы не знаем, как именно пойдёт изменение режима, но мы точно знаем: только те силы, которые занимаются мечтой о будущем, конструированием грядущего, деталями переходного периода – только они окажутся решающими в тот момент, когда по биологическим, военным или политическим причинам начнёт меняться и форма, и суть режима в Кремле.
Полный текст policy paper можно прочитать и скачать здесь.