Как художники борются с коррупционерами

Искусство – лучший посредник, когда речь о том, чтобы донести до людей понимание общественных проблем. На прошлой неделе «Трансперенси Интернешнл – Р» подвела итоги конкурса «Искусство против коррупции»: жюри и зрители выбирали из 55 работ на тему коррупции.

Коррупция есть в любом государстве, она принимает разные формы и больший или меньший размах. Но сама проблема фундаментальна и не поддаётся кардинальному решению – только постепенному сокращению пораженного ею поля. Один из важнейших инструментов борьбы с ней, а соответственно, и направлений работы «Трансперенси Интернешнл – Р» – развитие в обществе критического мышления, объёмного понимания проблемы.

Летом 2021-го мы придумали новый для организации способ рассказать о коррупции, посмотреть на неё под иным углом – с помощью искусства. Проект «Искусство против коррупции» получился неожиданно добрым по отношению к зрителю, ни к чему не призывающим, не агрессивным и при этом вполне объёмно демонстрирующим, что такое коррупция и что она за собой влечёт.

До конца февраля-2022 мы принимали заявки, потом жюри и гости сайта в два этапа отбирали лучшие работы из 55 присланных. 15 июня объявили победителя: зрители и жюри, куда вошли, в частности, галерист и куратор Марат Гельман (вот его интервью о конкурсе) и художественный руководитель Лондонского филармонического оркестра Елена Дубинец, выбрали мультимедийную работу Анастасии Кулагиной «Лента новостей».

Анастасия Кулагина. «Лента новостей»

Конечно, после 24 февраля возникло очень много сложностей. Главный риск был – что жюри и участники откажутся от проекта, ибо «какая живопись после Бучи». Но вышло наоборот: они были рады продолжить, с началом «спецоперации» тема борьбы с произволом виделась им даже более важной. Для художников это оказался ещё один способ побыть активистами, рассказать, что их беспокоит.

Как мы знаем по многим печальным кейсам (из недавнего – дело художницы Юлии Цветковой, для которой прокуратура просит больше трёх лет колонии за «распространение порнографии», т.е. изображения обнажённого тела), неугодному художнику в России, как и в любой авторитарной стране, легко перекрыть кислород. Это проще, чем отрезать от аудитории, например, музыканта. Их целевая аудитория не столь велика, меж тем их идеи, воплощённые в визуале – а современное искусство в первую очередь про идеи, не про красоту, – способны привлечь внимание тех, кому, например, неинтересно читать расследования.

Нас энтузиазм участников и жюри очень мотивировал, и получилось завершить конкурс не тихо уйдя в песок, а ярко и медийно.

Конечно, художественные инициативы сами по себе не решат проблему коррупции. Но они являются мощным инструментом коммуникации, влияют на то, как мы думаем и действуем, цепляют внимание зрителей и позволяют уходить от въевшихся, а потому оставляющих равнодушными символов вроде «коробки из-под ксерокса» или стоковых образов с пачками денег и наручниками. Не случайно специальные музеи коррупции есть в Парагвае, Украине и Соединенных Штатах, а уважаемые организации регулярно проводят выставки на эту тему.

Александр Владимиров. Corruption kills

Моя любимая работа называется Corruption kills, она предельно лаконична и глубока: кошелёк, а на нём предупреждающая наклейка с одноименной надписью, как на пачках сигарет. Она цепляет и встряхивает привычное понимание коррупции как обычной взятки условному гаишнику. Что, если твой лечащий врач сдавал экзамены за взятки, выпустился без всяких знаний, работает в данной клинике опять же благодаря связям – а теперь твоя жизнь в его руках? Все знают, что такое коррупция, но большинство людей не до конца осознают все её негативные последствия, пока сами не столкнутся с ситуацией, где результатом будет коррупция. Меж тем таких ситуаций можно избегать. А их результаты вполне могут быть фатальными.

Автор – координатор проекта Fighting corruption with Art.