И почему заботиться об утилизации товаров и упаковки должен лично производитель, иначе количество отходов в стране так и будет расти – рассказывает Татьяна Нагорская, председатель правления ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный сбор».
Вокруг расширенной ответственности производителей, она же РОП, идут ожесточённые споры: Минприроды и Российский экологический оператор требуют ввести масштабную РОП как можно скорее, производители, ретейлеры, Минсельхоз и Минэкономразвития стремятся её введение отложить хотя бы до 2024-го. Так или иначе, речь идёт о следующем механизме: с момента запуска РОП производители либо стараются утилизировать 100% своей упаковки и определённый процент своих товаров (и процент этот ежегодно растёт вплоть до 100%), либо платят за это государству так называемый экологический сбор.
Понятие ответственности производителя за отходы от использования товаров появилось в 89 Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» в 2014 году – его ввели по аналогии со странами Европы, где РОП работает десятки лет. Тогда мы с «Гринписом» праздновали и поздравляли друг друга. Но со временем появились подзаконные акты, поясняющие, как эта РОП будет работать, и выяснилось, что к нормальной РОП её российский вариант фактически не имеет отношения.
Что имелось в виду
Что такое РОП в принципе, почему она расширенная?
Логика РОП в том, что производители должны отвечать за продукцию, которую они выпустили на рынок, на той стадии, когда она становится отходами. То есть вы произвели, продали, это у кого-то находится, потом это вышло из строя или он выпил напиток и тара ему не нужна – а вы всё ещё за это отвечаете и должны позаботиться о том, что эти отходы были собраны и переработаны.
В мире система РОП признана наиболее эффективной с точки зрения уменьшения числа отходов: благодаря ей мы имеем возможность повлиять на первое звено производственной цепочки, где товар и упаковка только проектируются. И если упаковку сложно собирать, очищать и перерабатывать, рано или поздно вы задумаетесь, а не сменить ли её. А затем – что, возможно, проще обойтись без неё, перейдя на многоразовые решения. Образно говоря, если вы сами должны убирать в квартире, вы сами и будете заботиться о том, чтобы там не пачкать.
Передать ответственность за свой товар вы никому не можете, но можете объединиться с такими же производителями и выполнять её коллективно
Передать ответственность за свой товар вы никому не можете, но можете объединиться с такими же производителями и выполнять её коллективно при помощи специально созданных организаций, или ОРОП. Так в мире и происходит. Вы платите в эту организацию (в России их называют ассоциациями) взносы, а ОРОП по вашему поручению заботиться о ваших отходах. И она же отвечает перед государством – а не каждый производитель отдельно.
Государство ОРОП верифицирует, сверяет её планы на несколько лет вперёд, даёт ей разрешение работать. На этом его роль заканчивается. Государство не получает никаких денег ни от производителей, ни от ОРОП, его задача – задавать правила игры и следить за их исполнением.
Когда ОРОП сдаёт репорт государству, он должен быть предварительно завизирован независимым аудитором за деньги производителей. Государству делать уже ничего не нужно. Деньги налогоплательщиков не тратятся.
ОРОП может заниматься организацией финансирования процесса, договариваться с заготовителями, операторами и переработчиками, кому надо заплатить, а кто сам доплатит за ваше вторсырье. Эти деньги тоже пойдут в ОРОП, она будет снижать вашу плату за какой-то вид упаковки в зависимости от рынка.
Производителю проще инвестировать, планировать. Плюс ОРОП – это площадка для сотрудничества и выработки новых решений, предотвращающих появление отходов (унификация тары и упаковки, совместное использование – пулинг и шеринг, многооборотные решения, залоговая стоимость тары и др.).
Есть товар – есть РОП
В ЕС предписаны три вида отходов для обязательной РОП: это транспортные средства с истекшим сроком службы, отходы электротехнического и электронного оборудования, батареи и аккумуляторы. Это диктат Еврокомиссии. Но все страны Европы с разной степенью успешности внедрили и другие категории РОП – мебель, текстиль, отработанные масла, упаковка и так далее.
Соответственно, в странах ЕС много ОРОП, регулирование происходит при помощи отдельного законодательства для каждой категории продукции. Появляется законодательство на определённую категорию – задача производителей создать ОРОП. Во Франции, например, введена РОП на окурки, соответственно, предписано создать ассоциацию производителей табачных изделий.
Самая известная ОРОП в мире – «зелёная точка», Der Grüne Punkt. Две зелёные стрелки, закрученные наподобие инь-ян, уже 30 лет маркируют упаковку производителей, которые в неё вступают. Вы наверняка встречали на упаковках этот знак.
Важно понимать – в сравнении с российской системой, о которой ниже, – что в ЕС система РОП существует параллельно муниципальной системе удаления остаточных и пищевых отходов. Муниципальный мусороперевозчик не занимается упаковкой, которую ОРОП, например, в Германии собирает в специальные жёлтые баки или пакеты, он не имеет права на эти отходы, не может их вывозить, перерабатывать, получать прибыль. Он занимается только остаточными и пищевыми отходами, его работу оплачивают граждане по определённому тарифу. За переработку РОП-отходов вы заплатили в тот момент, когда купили товар. Если вы маркированный товар не купили – вы за РОП и не платите.
ОРОП могут заключить договор с мусорной компаний, и она будет для них эту упаковку собирать. Но сами по себе мусорщики РОП-отходы не собирают. Это не их отходы.
К слову, на германских жёлтых пакетах для РОП-отходов написано, что они «для лёгких упаковок». Лёгких потому, что тара для напитков подлежит залоговой стоимости: стеклянные и пластиковые бутылки, алюминиевые банки собираются так называемыми аппаратами обратного вендинга.
Россия: РОП без ассоциаций
В России в конце 2020 года была принята концепция реформирования РОП, где ассоциации как орган коллективной ответственности (а они уже начали возникать) уничтожили: они остаются только консультационным органом, которых на рынке и без того десятки. Компании должны напрямую отправлять государству отчётность.
В России в конце 2020 года была принята концепция реформирования РОП, где ассоциации как орган коллективной ответственности уничтожили
В рамках РОП по-русски у производителей осталось три опции: заплатить экологический сбор государству за переработку упаковки, заключить договор с подрядчиком на утилизацию отходов или организовать процесс самостоятельно (и если вы при этом не переработаете 100% своей упаковки, то заплатите 200% экосбора).
Экосбор формируется следующим образом.
Количество отходов, за которые вы как производитель каждый год отвечаете, равно какому-то проценту, который каждый год увеличивается. К примеру, вы выпустили 100% бутылок лимонада и в 2019 году отвечаете за, условно, 15% получившейся тары, в 20-м за 20%. Этот процент называется в России нормативом утилизации.
Если вы сами не хотите заниматься историей со сбором и переработкой, вы можете заплатить государству экосбор. Чтобы его рассчитать, вы умножаете количество выпущенной продукции на норматив утилизации, а потом на ставку экосбора, касающуюся вашей категории продукции. Получившуюся сумму вы перечисляете в Росприроднадзор. Как он ею распорядится – вы не контролируете. Вы выполнили свою функцию.
Такая схема в развитых странах не считается РОП. Государство нигде не собирает деньги с производителей.
На том, чтобы убрать профильные ассоциации из системы РОП, настаивала опять же ассоциация «Чистая страна», которая объединяет региональных операторов по обращению с отходами. «Ассоциации не заинтересованы в повышении нормативов утилизации, а также ставок экологического сбора, так как, по сути, являются аффилированными [с производителями товаров]. Вместе с тем переработчики недополучают сырье, и производственные мощности простаивают недозагруженными», – так пояснял руководитель «Чистой страны» Руслан Губайдуллин.
Это ударило по пионерам РОП – международным компаниям, таким как Danone и Michelin, которые начали создавать ассоциации, когда разговоры о РОП только разворачивались. Производители электроники, производители шин и пр. начали работать по привычной европейской схеме: объединились, стали разворачивать систему сбора, договариваться с заготовителями и переработчиками. А потом выяснилось, что зря.
Конфликт интересов заложен в регулировании: региональные операторы будут против ассоциаций именно потому, что ассоциации представляют силу, которая хочет отобрать у регоператоров их объёмы отходов. Как мы помним, в Европе за РОП-отходы отвечают ассоциации, и мусорщики не зарабатывают на них ничего. Российским операторам выгодно, чтобы мусор был смешанный и его объём не уменьшался.
Те же международные компании делали попытки сформировать свою систему сбора упаковки – но проекты заготовителей и ассоциаций не пускают на контейнерные площадки.
Невыгодна нормальная система РОП и государству. Оно делает всё, чтобы производители самостоятельно никак не могли выполнить РОП. Это вопрос больших денег: регоператоры получают с населения через тариф 200 млрд рублей в год, экосбор даст государству те же 200 млрд.
На деньги экосбора уже есть претенденты, и не лучшие. На них претендуют мусоросжигатели – напомню, в ближайшие годы в стране планируется построить 25 заводов-гигантов и решить проблему мусора таким образом, – претендуют лоббисты топлива из отходов, или RDF (почему RDF не слишком отличается от мусоросжигания, доходчиво рассказано в недавней колонке Дмитрия Нестерова – «Рефорум»).
Государству нужна система, где деньги идут к нему и оно их тратит по своему разумению. Так что в России вы заплатите за свой мусор трижды
Государству нужна система, где деньги идут к нему и оно их тратит по своему разумению. Так что в России вы заплатите за свой мусор трижды. Вы платите за переработку упаковку, когда покупаете продукт (её стоимость включена в цену). Если эта упаковка оказалась у регоператора, он с вас возьмёт тариф за вывоз вашего мусора – так вы платите второй раз. Из ваших налогов выделяются деньги тем же регоператорам, чтобы они закупали новые цветные контейнеры для раздельного сбора. И вот вы заплатили в третий раз.
Такого не должно быть.
Сегодня мы можем потерять РОП – инструмент, который, как доказано мировым опытом, максимально эффективен в плане предотвращения образования отходов.
Государство не поддерживают предпринимателей и при первом удобном случае вешает на них собак. Оно ориентируется на систему регоператоров-монополистов как на удобную систему одного окна. Среди регоператоров есть честные и ответственные игроки, но они так или иначе находятся на конце цепочки: отходы уже в мусорном баке. Даже если оператор ответственно отсортирует мусор, это будет намного менее эффективно, чем изначально создать многоразовую упаковку. Как бы ни были прекрасны некоторые регоператоры (а среди них есть ответственные и честные компании), нельзя возлагать на них всю систему обращения с отходами. Пчёлы не могут быть против меда.