Как превратить ресурсное проклятие в конкурентное преимущество

Политик, экономист и публицист Владимир Милов написал для проекта «Рефорум» доклад, дающий ответ на мучающий многих вопрос «Почему нефтегазовая Россия не похожа на нефтегазовую Норвегию». Когда ресурсное проклятье срабатывает, а когда нет, и как его отключить? Слово автору доклада.

Мы в России привыкли воспринимать наши нефтегазовые ресурсы исключительно как проклятие, которое привносит в нашу жизнь лишь постоянную делёжку ренты и уничтожает стимулы к развитию.

Только когда ресурсы наконец иссякнут, «мы вновь научимся любить и дружить со своей головой» – так ёмко выразил эту мысль Юрий Шевчук в своей знаменитой песне «Когда закончится нефть».

Теория ресурсного проклятия популярна у экономистов и политологов, но она не объясняет, почему это проклятие не распространяется на целый ряд развитых стран

Теория ресурсного проклятия довольно популярна у экономистов и политологов, но она не очень хорошо объясняет, почему это проклятие не распространяется на целый ряд развитых стран, которые одновременно являются крупными центрами нефтегазодобычи.

В совокупности эти страны – США, Канада, Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды – добывают около трети нефти и газа в мире, но их проклятие каким-то образом обходит. В этих странах развитые институты, относительно низкая по меркам петрогосударств коррупция, нефтегазовая рента не является фактором коррозии общественно-политической системы, а сама добывающая индустрия является генератором передовых технологий.

Почему теория ресурсного проклятия работает так избирательно – лишь в отношении государств Азии, Африки, Латинской Америки и России? Возможно ли построение в России такой модели нефтегазовой индустрии и её сосуществования с общественно- политической системой, чтобы мы были больше похожи на развитые петрогосударства, а не на страны третьего мира?

Определённые рецепты прослеживаются весьма чётко. Ресурсное проклятие – не данность. Развитая конкуренция и отсутствие централизованного управления нефтегазовым сектором практически гарантированно не допускают ни концентрации ренты в руках узких групп интересов, ни её разлагающего влияния на общественно- политические институты.  

Если анализировать структуру и историю становления нефтегазовой промышленности в развитых и успешных пертрогосударствах, то набор этих предпосылок становится очевиден, он легко объясняет, почему у одних нефтегазодобывающих стран получилось победить проклятие, а у других нет.

Негативные и корродирующие эффекты от нефтегазовой ренты в России – не детерминированный фактор, а привнесённый

Доклад «Как превратить ресурсное проклятие в конкурентное преимущество» обобщает этот анализ и показывает, что негативные и корродирующие эффекты от нефтегазовой ренты в России – не детерминированный фактор, а привнесённый.

Система эксплуатации нефтегазовых богатств страны изначально строилась по иным принципам, чем в эффективных и успешных развитых петрогосударствах – не на основе частной инициативы, конкуренции и невмешательства государства, а наоборот, по классическим канонам освоения ресурсов колоний, централизованным путём, целенаправленно ради извлечения той самой ренты.

В 1990-е и 2000-е эта система претерпела определённые изменения, но не кардинальные, и быстро восстановилась до первоначального замысла, рассматривавшего нефтегазовую отрасль исключительно как поставщика ренты для политического класса.

Всё это может и должно быть иначе. Да, роль нефти и газа в мире будет снижаться, уступая место зелёной энергетике, но свою заметную нишу эти ресурсы сохранят ещё долго, и крайне важно, чтобы они перестали служить для России источником коррупции и отсталости, а превратились вместо этого в здоровый сектор экономики, вносящий свой вклад в развитие и прогресс.

Это не шутки, примеров того, как такое происходит в развитом мире, предостаточно. Предлагаемая вашему вниманию работа даёт сравнительный анализ этого опыта с российскими реалиями и содержит набор рекомендаций, как приблизить нашу нефтегазовую индустрию и систему управления ей к мировым лучшим практикам, подальше от коррумпированных практик третьего мира.