8 марта — отличный повод напомнить: конвенция ООН о запрете всех форм дискриминации женщин была принята аж в 1979 году. Подобной конвенции в отношении ЛГБТК+ не существует до сих пор. И демократия — совсем не панацея: квир-людей преследовали в демократической Гане и в ФРГ, гомофобные законы сейчас есть в ряде вроде бы демократических стран. При этом ЛГБТ-движение — одно из самых успешных в мировой истории. За 50 лет борьбы оно добилось потрясающих результатов. Это вдохновляющая история, где есть много лайфхаков. В первые недели весны сеть ресурсных центров Reforum Spaces организует серию показов ЛГБТ-кино. Фильмы предоставил фестиваль «Бок о Бок». Мы поговорили с его PR-директором Романом Поляковым о том, как сейчас выглядит квир-кино и почему будет здорово, когда это понятие станет не нужно, а с правозащитником Игорем Кочетковым — о том, почему фильмы об ЛГБТ-сообществе обязательны к просмотру для каждого, кто причисляет себя к гражданскому обществу.
Роман Поляков, PR-директор фестиваля ЛГБТ-кино «Бок о Бок»
15-20 лет назад появление квир-персонажа в одной из главных ролей было если не событием, то точно высказыванием. Сейчас в европейском и американском кинематографе таких персонажей много, произошла нормализация. Кино-высказывание случается, когда мы видим взгляд квир-человека на мир и на самого себя; отсюда всё больше фильмов с документальными эпизодами: публике интереснее, как герой видит мир, а не как героя видит режиссёр.
Российское кино пока отстаёт, но и там в 2010-х ЛГБТ-героев стало больше — особенно в сериалах, которые снимали онлайн-платформы. В «Клинике счастья» показан весь спектр (полиаморная бисексуальная семья, трансгендерная женщина с опытом отсидки в мужской тюрьме и пр.), во втором сезоне «Сладкой жизни» герой пытается принять свои влюблённость в мужчину. Даже в обласканной критиками «Оттепели» есть квир-линия. «Бег улиток», сериал про отношения двух женщин с Любовью Толкалиной в главной роли, не прогремел лишь потому, что вышел перед самым вторжением. Конечно, бывает, что режиссёр не разбирается в теме и изображение квир-людей превращается в набор в клише (например, есть ощущение, что все сцены, связанные с отношениями героинь в фильме «Вдох-выдох», списаны с порно).
Фильмы, где главные герои — квир-персоны, всегда про любовь, отношения или принятие себя в сексуальном смысле. Пока что это обязательный элемент для такого кино, даже если оно документальное. Думаю, в идеале разделение на квир-кино и не-квир-кино исчезнет: будет просто кино, в котором естественным образом будут присутствовать квир-персонажи.
Фестиваль «Бок о Бок» начался в Петербурге в 2008-м, спустя пару лет появился в Москве; в Петербурге он шёл неделю, в Москве три дня. Потом начался проект «ЛГБТ-кино в твоем городе» — на сайте фестиваля появилась возможность оставить заявку, получить фильм из фестивального каталога и показать его на своей площадке. Идеей проекта была популяризовать квир-культуру, объединять сообщество в разных городах. После вторжения, когда началась массовая эмиграция, этот проект получил второе дыхание. Идея та же самая, но в странах релокации не надо так сильно заботиться о безопасности.
Сейчас в распоряжении тех, кто хочет организовать у себя показ наших фильмов, около 25 картин, к лету будет 40. Мы ведём постоянные переговоры с правообладателями: за годы работы фестиваля мы показали сотни классных фильмов из разных стран, хотелось бы постепенно пополнять ими каталог. Как только мы договариваемся о правах на показ за пределами фестиваля — готовы эти фильмы передавать дальше по запросу. Нам можно писать, мы пришлём фильм и, если нужно, поможем организовать дискуссию вокруг показа, найти спикеров и спикерок: это могут быть не только активисты, но и, например, френдли-специалисты, например психологи.
С запретом фестиваля в России (Минкульт не продлил нам разрешение в 2021 г.) мы переключились на поддерживающий контент: делаем подкаст «Квирь Культуру», прямые эфиры с активистками и активистами, экскурсии по квир-местам Москвы и Питера, которые можно слушать в наушниках. Наша миссия сейчас — поддерживать тех, кто в России, и стараться создавать точки коммуникации для уехавшего сообщества, а в идеале помогать ему в интеграции (на показы в Грузии, например, приходило много иностранцев, все фильмы у нас на языке оригинала).
Было бы идеально, чтобы микро-комьюнити, которые собираются на показы и дискуссии, продолжали существовать. Если люди включатся в другие активности фестиваля — станут слушать подкасты, смотреть эфиры, читать статьи, организовывать собственные показы наших фильмов, — это тоже приятно, но коммуникация, конечно, важнее всего.
Игорь Кочетков, правозащитник, общественный деятель, основатель Российской ЛГБТ-сети
Почему представителям гражданского общества, уехавшим из России, так важно интересоваться историей ЛГБТ-движения и историей преследования ЛГБТ-людей?
Во-первых, демократическое движение сейчас в кризисе. Нам очень важно изучать опыт друг друга, смотреть, какие есть успешные стратегии, уроки, которые мы можем использовать, чтобы этот кризис преодолеть. А ЛГБТ-движение в последние 30-50 лет — едва ли не самое успешное движение в мире, достижения очень впечатляют. Нужно изучать этот опыт вне зависимости от того, борешься ли ты за экологию, равенство или справедливый суд
Во-вторых, когда мы говорим о нарушении прав и о преследовании ЛГБТ-людей — это касается не только их. Гомофобия и трансфобия используются для обоснования агрессивной войны. И если вы против войны — значит, вы поддерживаете ЛГБТ-движение, иначе никак. А чтобы его поддерживать, надо знать, как оно возникло, за что и как борется.
Ситуация с правами квир-людей в странах массовой релокации очень разная. Есть Германия, которая признала и легализовала всё, что возможно, полностью запретила дискриминацию в связи с ориентацией и гендерной идентичностью и максимально безопасна для ЛГБТ. А есть Грузия: уголовный кодекс там запрещает дскриминацию по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, но открытая деятельность ЛГБТ-организаций, открытые проявления сексуальной или гендерной идентичности — проблема, чреватая проявлениями насилия; там были случаи нападения на мирные гей-прайды. В Литве до сих пор действует местный аналог закона о «запрете пропаганды нетрадиционных отношений» среди несовершеннолетних — понятно, правда, что интерпретация и применение этого законодательства не такие, как в России, а права ЛГБТ-людей находятся под защитой не только национального законодательства и государства, но и стандартов Евросоюза.
Но не надо делать из эмиграции фетиш. Далеко не для всех, в том числе не всех ЛГБТ, она является способом защиты и далеко не всем она доступна. Хороший пример — квир-подростки, которые в эмиграции не смогут жить самостоятельно, да и просто не смогут выехать из страны без позволения родителей. Для них, как и для сотен тысяч квир-людей в России, продолжает работать фонд «Сфера», группа «Выход», Российская ЛГБТ-сеть. Они могут обращаться туда за психологической помощью, за юридической поддержкой.