Кто спасёт российскую культуру

Сохранением объектов культурного наследия занимаются преимущественно активисты, а не государство. Почему сегодня, когда патриотизм в моде, так слаб интерес к культуре собственной страны?

Одновременное закрытие внешних границ и ослабление режима самоизоляции в России поставило вопрос о развитии внутреннего туризма и необходимости поддержки туристических организаций. Ростуризм снял целую серию промо-роликов о российских городах «Следующие выходные в…». Концепция такова: город приглашает познакомиться поближе, если название города мужского рода (например, Нижний Новгород) голос мужской, если женского (Казань, Тула) – женский. Сейчас люди, соскучившиеся по  путешествиям, наверняка будут смотреть такие ролики с особым интересом.  Но вдохновит ли это промо на путешествие по России?

Женский и мужской голоса в роликах звучат подчеркнуто соблазнительно, словно город настойчиво приглашает на свидание «с продолжением». Это плохо и нечестно и по отношению к людям, и по отношению к историческому наследию.

В 2020 году использовать прием сексуальной объективации недопустимо. Позиционировать прекрасные российские города – Казань, Тулу, Ярославль, Калугу – как объекты сексуального желания значит обесценивать труд активистов и НКО, музеев, гидов. Всех тех, кто действительно создает условия для того, чтоб путешествовать по России было интересно (отдельно отмечу, что по данным исследования фонда «Крохино», больше половины активистов по сохранению исторического наследия женщины).

В новой серии роликов нет ничего, что вывело бы из зоны невидимости культурное наследие и подчеркнуло красоту и индивидуальность городов. Вместо этого местные администрации демонстрируют прежде всего городские инновации и урбанистические пространства, которые примерно одинаковы что в Казани, что в Туле. Сексуализация, по мнению создателей роликов, единственный способ хоть как-то привлечь внимание к этим одинаковым городам.

Судя по всему, авторы вдохновлялись скандальной кампанией в поддержку мэра Москвы Сергея Собянина «Любовница Собянина рассказала о дорогих подарках. 16+». Под «любовницей» мэра имеется в виду Москва. А «дорогие подарки» – это бюджет, потраченный на МЦК, программу «Моя улица» и другие столичные проекты.

По данным некоторых источников, в 2019 году на развитие проекта Russia Travel Ростуризмом был объявлен тендер на 46 млн руб. В рекламе, созданной на эти деньги, использован неэтичный прием но это полбеды. Главное же, что культурное наследие, главная  «фишка» исторических городов, осталось за кадром.

Задача сохранить культурное наследие ежегодно ставится на уровне главы государства и правительства Российской Федерации; она даже, пусть и крайне расплывчато, закреплена в новых поправках в Конституцию. При этом, по данным Министерства культуры РФ, с 2016 по 2018 год всего 10% бюджета министерства расходовалось на сохранение культурного наследия, а доля реставрируемых объектов составила менее 5%, то есть отреставрировали примерно 7 из 170 тысяч нуждающихся в реставрации памятников и зданий. 

Эксперты Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры отмечают, что ежегодно в стране гибнет около 200 памятников культуры; большая часть утрат приходится на малые города и сельские поселения.

И это только те объекты, которые имеют официальный охранный статус. Очевидно, что цифры по значимым, но по какой-то причине не включенным в перечень объектов культурного наследия памятников гораздо выше.

При текущем объеме бюджетного финансирования потребуется около 300 лет, чтобы отреставрировать все объекты культурного наследия за это время больше половины из них успеет разрушиться. Значительное число объектов культурного наследия требует срочных консервационных работ, и эта работа часто выполняется НКО и гражданскими активистами при минимальном участии государства. По сути, волонтёры и простые граждане берут на себя часть государственных функций и парадигма сохранения культурного наследия меняется от «государство должно» до «справитесь своими силами».

Специалисты фонда «Крохино» провели исследование и выделили основные сложности работы активистов в сфере наследия. Отсутствие стабильного финансирования оказалось одной из важнейших проблем: 84% опрошенных из 82 регионов страны отметили, что недостаток финансирования существенно влияет как на качество работ по сохранению, так и на возможности выстраивания долгосрочных стратегий проектов и их продвижение. Активисты в основном опираются на собственные ресурсы и на пожертвования.

Труд и финансовые вложения активистов часто остаются в тени из-за минимального внимания СМИ эта тема просто отсутствует в повестке дня россиян. Недостаток внимания СМИ к проблеме отметили 68% опрошенных. Соотечественники по-прежнему предпочитают восторгаться красотами Европы (где в достаточной степени развиты программы по сохранению наследия и внутреннего туризма), а не выискивать бриллианты на просторах собственной страны. Вместе с тем исследование команды ВЦИОМ показывает, что людям интересно читать про культурное наследие собственной страны но про него не пишут. Низкая заинтересованность крупных СМИ в теме вполне объяснима общим невниманием государства и к проблеме наследия, и к деятельности активистов: в нацпроекте «Культура» тематика культурного наследия отсутствует почти полностью, и эксперты в открытом письме просят министра Ольгу Любимову обратить внимание на ситуацию. Культурный активизм и сама сфера сохранения наследия не на словах, а на деле в России сегодня маргинальны.

Хочу отметить, что даже без государственного финансирования и поддержки люди и общество делают впечатляющие вещи. Многие проекты, созданные активистами лишь потому, что они не могли пройти мимо, сегодня стали неформальными символами своих городов и регионов.

Терем в Асташово под Костромой, отреставрированный за счет частных средств бизнесмена и активиста Андрея Павличенкова, на днях был включён Студией Лебедева  в новый логотип Костромы. Проект Юлии Тереховой «Дом со львом» в Поповке Саратовской области способствовал попаданию региона в рейтинг малых городов России Forbes. «Дом с характером» семьи Дмитрия Володина новый культурный центр Елатьмы в Рязанской области. Незатопленный при строительстве Волго-Балта и восстанавливаемый стараниями Анор Тукаевой храм-маяк в Крохино в Вологодской области привлекает в регион туристов и волонтёров.

Чтобы достичь таких результатов которые, к сожалению, не гарантируют стабильного развития проектов в будущем, активисты потратили более 10 лет жизни и тонны ресурсов, переживают выгорание от постоянной борьбы, заработали проблемы со здоровьем. Так быть не должно. Забота о культурном наследии страны это и есть настоящий патриотизм, и нужно, чтобы это понимание стало общим.

Инициаторы проектов по сохранению наследия и активисты должны получать общественную и государственную поддержку. Чем больше станет тех, кто хочет помочь, кто не проходит мимо, тем больше объектов культурного наследия мы сможем взять с собой в будущее.

Автор – исследователь, координатор проекта «ПроНаследие».